новость Установлен возраст "пекинского человека"

12.03.2009

Изображение с сайта www.draaisma.net Возраст останков синантропа (Homo erectus pekinensis, пекинского человека"), обнаруженного почти сто лет назад при раскопках в системе пещер в районе современного населенного пункта Чжоукоудянь недалеко от Пекина, составляет 750 тысяч лет, что на 200 тысяч лет больше, чем считалось прежде, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на статью в журнале Nature.

Авторы публикации - Шэнь Гуанцзюнь из Нанкинского педагогического университета и его коллеги из Китая и США - определяли возраст останков с помощью соотношения изотопов алюминия и бериллия, содержащихся в слоях породы, из которых в прошлом были извлечены кости архаичных людей.

Пещеры в Чжоукоудянь прославились после обнаружения ископаемых людей вида Homo erectus ("человека прямоходящего"). Здесь удалось найти останки по меньшей мере пятидесяти индивидуумов, живших в пещерах на протяжении нескольких сотен тысячелетий и оставивших после себя сотни уникальных каменных орудий труда. Тем не менее, ни одна из существующих методик датирования до последнего времени не позволяла ученым с достаточной точностью определить возраст находок, относящихся к самым ранним культурным слоям. На основании косвенных данных и датировок аналогичных азиатских экспонатов ученые предполагали, что пекинские находки не старше 400-600 тысяч лет.

Согласно данным, полученным с помощью новой методики, их возраст составляет около 750 тысяч лет. Это говорит о том, что архаичные люди населяли эти районы не только в благоприятные периоды климатического межледниковья, но и научились противостоять холодному и сухому климату оледенений Земли. Используя новые данные, ученые надеются также составить более детальную хронологию эволюции этого типа людей в Азии.

Homo erectus считаются прямыми предками человека современного типа. Они впервые возникли около двух миллионов лет назад в Центральной Африке, являются предшественниками неандертальцев и уже 1,8 миллиона лет назад широко распространились в Европе и Азии через территорию современного Ближнего Востока. Большая часть различных ветвей Homo erectus была вытеснена неандертальцами примерно 300 тысячелетий назад, однако последние археологические находки говорят о том, что некоторые подвиды архантропов могли дожить до прихода человека современного типа в удаленных уголках Индонезии.

Ссылка:
Пекинский человек и другие находки в Китае

12.03.2009