Бегом от обезьяны к человеку
Профессор физической антропологии Гарвардского университета Дэниел Либерман и профессор биологии Университета штата Юта Деннис Брэмбл выдвинули новую гипотезу происхождения человека. Они полагают, что наши далекие предки в прямом смысле слова пробежали эволюционный путь от африканских австралопитеков до первых представителей вида Homo sapiens. По мнению исследователей, именно необходимость быстро перемещаться на большие расстояния, преследуя добычу или, наоборот, скрываясь от врагов, привела к таким изменениям в анатомии этих гоминид, которые сделали возможным постепенный процесс их очеловечивания. Отрывочные сведения об этой теории проникли в печать еще в прошлом году. Теперь она подробно изложена в статье Брэмбла и Либермана, которая 18 ноября появится на страницах авторитетного журнала Nature.
Взгляды этих ученых и в самом деле весьма неортодоксальны. Большинство палеоантропологов полагает, что способность австралопитеков к длительному бегу развилась как естественное и даже не слишком важное следствие их двуногости (бипедализма) - передвижения с помощью исключительно нижних конечностей. Австралопитеки "встали на ноги" не менее 4,5 млн лет назад (не исключено даже, что 6 млн лет назад), когда вышли из африканских тропических лесов в открытую саванну. Однако первые представители рода Homo, способные пользоваться примитивными каменными орудиями (Homo habilis - Человек умелый), появились менее 2,5 млн лет назад. Правда, эта ветвь эволюции оказалась тупиковой - Homo habilis просуществовали лишь около миллиона лет.
Два миллиона лет назад в Африке появился Homo erectus - Человек прямоходящий. 800 тысяч лет назад там же возник еще один вид: Homo antecessor, Человек-предшественник, открытый в середине 1990-х годов испанскими палеонтологами. В настоящее время многие специалисты склоняются к мысли, что различные популяции этих существ дали начало как неандертальцам, так и людям современного типа. Как бы то ни было, обретенная австралопитеками двуногость в течение миллионов лет не только не мешала им оставаться животными, но даже не способствовала радикальным морфологическим изменениям их организма.
Подобные перемены начались лишь тогда, когда австралопитеки в борьбе за выживание превратились в марафонцев. Именно к этому и сводится новая модель антропогенеза.
Либерман и Брэмбл выделили 26 характеристик организма современного человека, которые дают ему способность бегать на длинные дистанции. Многими из них обладали представители вида Homo erectus, кое-какие имелись и у Homo habilis – но не у их предшественников на эволюционном древе. Вот некоторые из этих характеристик:
1. Устройство человеческого черепа способствует хорошему отведению тепла во время бега. Пот легко испаряется с лица, лба и волосистой части головы, что снижает температуру омывающей их крови. Охлажденная кровь уходит по венам, которые располагаются по соседству с сонной артерией, питающей кровью головной мозг. Благодаря этому мозг не перегревается и сохраняет работоспособность даже при экстремальных нагрузках. С другой стороны, такое анатомическое строение черепа сделало возможным увеличение объема мозга, и, соответственно, усложнение высшей нервной деятельности.
2. Центр тяжести человеческой головы по сравнению с центром тяжести головы австралопитека смещен в спинном направлении, что позволяет сохранять равновесие при быстром движении.
3. Природа наделила человека выйной связкой, соединяющей нижнюю часть черепа и шею с грудными позвонками. Во время бега эта связка работает как амортизатор, защищающий головной мозг от сотрясений.
4. Устройство человеческой шеи и плечевого пояса дает возможность на бегу поворачивать туловище и в то же время смотреть вперед по ходу движения. Австралопитеки и прочие обезьяны на это неспособны.
5. Работа мышц верхней половины тела у человека, в отличие от приматов, не зависит от движения ног, благодаря чему бегущий человек стабилизирует вертикальное положение движениями торса. К тому же человеческое предплечье по отношению к длине всей руки короче, чем у обезьян, и этот фактор также способствует поддержанию равновесия во время бега.
6. Величина отношения диаметра позвонков и позвоночных дисков к массе тела у человека значительно больше, чем у австралопитеков, и к тому же его позвоночный столб надежней прикреплен к тазовым костям. Именно поэтому человеческий позвоночник хорошо защищает внутренние органы от динамических нагрузок во время бега. Этой же цели соответствуют и особенности строения пояса нижних конечностей человека.
Разумеется, эти анатомические новшества возникли и закрепились в ходе длительной биологической эволюции. Естественный отбор способствовал выживанию именно тех австралопитеков, которые бегали лучше своих собратьев, так что именно они и оставили большее число потомков. Брэмбл и Либерман уверены, что именно марафонский бег постепенно превратил австралопитеков в людей – по крайней мере в чисто анатомическом смысле этого слова. Об остальном позаботилась эволюция, причем не только биологическая, но и социальная. Но это уже совсем другая история.
Статьи по теме
Бегом от обезьяны к человеку
Классики марксизма полагали, что человека создал труд. Религиозные люди верят, что человека создал Бог. Американские ученые Дэниел Либерман и Деннис Брэмбл не согласны ни с теми, ни с другими. По их сенсационной теории, главным фактором очеловечивания наших далеких предков был бег, причем на длинные дистанции. Именно эволюционное приспособление к погоне за добычей постепенно превратило австралопитека в Homo sapiens.
Древние люди обменяли мощные челюсти на разум
Люди должны быть благодарны за свои недюжинные умственные способности и изощренную культуру одной-единственной генетической мутации, в результате которой серьезно ослабли мышцы челюсти. Детальный генетический анализ показал, что эта сугубо человеческая мутация произошла приблизительно 2,4 миллиона лет назад, то есть вскоре после того, как появились самые ранние из известных нам членов рода Homo - с меньшими челюстями, но с большими умственными способностями. Это потрясающее открытие может пролить свет на происхождение рода Homo.
Орангутанг меряется предками с человеком
Исследователи считают, что окаменевшая челюсть, найденная в Таиланде и датированная поздним миоценом, принадлежит недавно обнаруженному родственнику орангутангов. Орангутанг - это единственная человекообразная обезьяна, у которой выявлены конкретные предки, но теперь выясняется, что ни одна из прежних разновидностей все-таки не была его непосредственным прародителем. Впрочем, сама эта тема - развитие обезьян и человека - в свете новейшей политики оказывается весьма небезопасной...
Обезьян удалось превратить в трудоголиков на два месяца
Американским специалистам из Национального института психиатрии в Вашингтоне удалось отключить связь между готовностью обезьян работать и близостью вознаграждения в эксперименте, требовавшем длительных манипуляций для получения "платы". Примерно через 10 недель обезьяны снова осознавали, что "работа может подождать".