статья Неандертальцы-сибиряки

Максим Борисов, 02.10.2007
Изображение еще одного "вымершего неудачника" - неандертальца - с сайта BBC News

Европейские неандертальцы - это наши злополучные "кузены" (тупиковая ветвь гоминидов), которые вымерли приблизительно 28-30 тысяч лет назад по причинам, которые до сих пор точно не установлены. Самые популярные гипотезы в качестве возможных причин указывают слишком резкое похолодание или же безудержную экспансию со стороны наших предков - кроманьонцев (не исключается также, что неандертальцы со временем были полностью ассимилированы Homo sapiens).

Нужно сказать, что до прихода сапиенсов низкорослые и коренастые неандертальцы длительное время - в течение приблизительно 170 тысяч лет - царили в Европе, Средней Азии и на Ближнем Востоке. Теперь выясняется, что в процессе своей миграции они достигли тех территорий, что расположены гораздо восточнее черты, отведенной им предыдущими исследованиями. Об этом свидетельствует новая работа, опубликованная в воскресенье в британском научном журнале Nature.

Ранее ареалом распространения неандертальцев считались территории, простирающиеся от Испании до Узбекистана, однако теперь восточную границу этой области отодвинули еще на 2 тысячи километров вглубь южной Сибири, она достигла западной оконечности нынешнего Китая. Окаменелости, которые свидетельствуют в пользу данной теории, найдены уже довольно давно, ну а новым можно считать только их повторный анализ.

Генетик Сванте Пээбо (Svante Pääbo), работающий в германском Институте эволюционной антропологии общества имени Макса Планка (Max-Planck-Institut für evolutionäre Anthropologie - MPI EVA) в Лейпциге вместе со своими коллегами из разных стран сравнил митохондриальную ДНК (mtDNA), извлеченную из костей, найденных на двух участках - в гроте Тешик-Таш (или Тешикташ - пещера в горах Байсунтау Сурхандарьинской области Узбекистана, где в 1930-х гг. был обнаружен фрагментированный скелет 8-10-летнего мальчика, датированный 30-38 тысячами лет) и в пещере Окладникова в горном Алтае (фрагментированные взрослые скелеты) - с таковыми от различных европейских находок (в частности, бельгийских).

Антропологи, которые проводили когда-то морфологический анализ азиатских останков, не могли прийти к общему согласию относительно их принадлежности (кости были излишне фрагментированы). Кто-то считал останки относящимися к неандертальцам, ну а кто-то - к Homo sapiens sapiens (то есть анатомически идентичные человеку современного типа). Теперь результаты Пээбо позволяют подвести черту под этими спорами. С помощью генетического анализа ему удалось подтвердить, что окаменелости взрослых индивидуумов 40-тысячелетней давности, найденные академиком Алексеем Окладниковым в Сибири, нужно отнести к европейским неандертальцам.

Ключом к разгадке тайны древнейших "россиян" послужила, как уже говорилось, их митохондриальная ДНК. Каждая человеческая клетка содержит тысячи митохондрий - крошечных структур (органелл), которые заняты преобразованием энергии, извлекаемой из пищи, в форму, которую сами эти клетки могут беспрепятственно использовать. И хотя большая часть наследственной информации хранится в хромосомах в клеточных ядрах, митохондрии также обладают некоторым количеством собственной ДНК. Эта митохондриальная ДНК, с точки зрения палеонтологов, обладает очень ценным качеством - вероятность ее восстановления гораздо выше, чем в случае ядерной ДНК. Но передается она лишь по материнской линии. Тот факт, что расхождения в мтДНК не слишком велики, показывает, что неандертальцы не такое уж длительное время были отделены от своих соплеменников, а это значит, что нужно признать верной теорию, согласно которой неандертальцы колонизировали большую часть российских равнин в ходе периода потепления, случившегося приблизительно 125 тысяч лет назад (до этого момента данные территории для неандертальцев оставались недоступны).

В свою очередь, доказательство наличия Homo neanderthalensis в Средней Азии и Сибири (см. карту) заставляет гораздо серьезнее отнестись к сообщениям о следах их присутствия еще восточнее - в Монголии и Китае. По крайней мере, так считают немецкие исследователи.

Go East old man: Neanderthals reached China's doorstep - AFP