статья Неандертальцы оказались "скороспелыми"

Алексей Левин, 29.04.2004

Человек и неандерталец. Изображение с сайта BBC News Неандертальцы уже к 15 годам жизни достигали полной зрелости, а затем переставали расти. Так считают ученые из Испании и Франции, чья статья в четверг появилась в журнале Nature.

Парижский антрополог Фернандо Рамирец Роззи и его коллега из мадридского Национального музея естествознания Хосе Мария Бермудес де Кастро заново оценили скорость физического возмужания Человека Неандертальского, который еще 35 тысяч лет назад соседствовал с нашими предками-кроманьонцами на бескрайних - в те времена - просторах Европы и Западной Азии. Для этого они исследовали микроскопическую структуру зубной эмали хорошо сохранившихся клыков и резцов, которые некогда принадлежали 55 представителям этой исчезнувшей эволюционной ветви человека.

Зубы. Изображение с сайта BBC News Как известно, каждый зуб имеет утопленный в челюсти корень и выступающую над десной коронку. Зубы в основном состоят из прочного костеобразного дентина. Коронки сверху покрыты зубной эмалью, чрезвычайно твердым веществом, которое начинает синтезироваться непосредственно перед прорезыванием зуба (этим занимаются особые специализированные клетки, амелобласты). В ходе роста зуба эмаль подвергается обызвествлению, в результате чего на ней возникают тонкие горизонтальные полосы - линии Ретциуса. Поскольку на разных участках зуба этот процесс идет с разной скоростью, на поверхности эмали появляются впадины и гребешки, которые называют перикиматами. По достижении двадцати лет перикиматы начинают постепенно стираться и к сорока годам обычно полностью исчезают.

Фото с сайта www.iob.uio.no Оказалось, что структура перикимат позволяет оценить скорость формирования зуба. Чем быстрее он растет, тем больше расстояние между соседними гребнями (здесь просматривается аналогия с годичными кольцами древесины). Роззи и де Кастро подсчитали, что зубы у неандертальцев в среднем росли на пятнадцать процентов быстрее, чем у современных им кроманьонцев. А поскольку темпы роста зубов соответствуют скорости формирования всего скелета, то типичные представители этой группы палеоантропов взрослели в еще вполне "нежном" (по современным понятиям) возрасте пятнадцатилетнего капитана.

Надо сказать, что с выводами Роззи и де Кастро согласны отнюдь не все специалисты - в том числе и потому, что на некоторых из неандертальских зубов, обследованных этими учеными, перикиматы расположены не столь просторно, как на остальных. Тем не менее, редакторы Nature, которые славятся строгостью отбора рукописей, сочли эту работу вполне заслуживающей публикации. А в научных спорах рождается истина - во всяком случае, должна рождаться.

Алексей Левин, 29.04.2004