статья Обезьяну в человека превратил не труд, а трусость и коварство

Максим Борисов, 01.07.2004

Теория "бессовестного интеллекта" получила подтверждение

Ричард Бирн, психолог из шотландского Университета Сент-Эндрюс. Фото с сайта psy.st-andrews.ac.uk/people/lect/rwb.shtml Те приматы и, в частности, человекообразные обезьяны, что лучше других умеют обманывать своих сородичей, обычно обладают и самым крупным мозгом (если сравнивать с размерами их тела). Эта закономерность служит подтверждением так называемой теории "макиавеллевского интеллекта", иначе говоря, "бессовестного, вероломного, коварного, неразборчивого в средствах ума (по имени известного итальянского деятеля и мыслителя Николо Макиавелли (1469-1527), по всеобщему убеждению исповедавшего в политике пренебрежение нормами морали (макиавеллизм) и ради упрочения государства считавшего допустимыми любые средства). Согласно этой теории именно выгоды от развития сложных социальных навыков и послужили когда-то причиной развития умственных способностей у приматов.

Из всех наземных млекопитающих приматы обладают самым крупным мозгом, соотнесенным с размерами их тела, и по этому показателю уступают лишь человеку, рекордсмену как в области мозговитости, так и подлости и коварства. Человеческое развитие при этом коснулось почти исключительно коры головного мозга, которая составляет свыше 80% от общей массы человеческих мозгов.

Крупный мозг, несмотря на все связанные с ним хлопоты, которые постоянно возникают у его обладателя, и на свою полнейшую биологическую и энергетическую нецелесообразность, все-таки приносит приматам непосредственную пользу, даруя им сложные познавательные навыки. А вот что именно оказалось в свое время приоритетным для человеческой эволюции, заставившей так непропорционально развиваться сомнительный в общем-то орган - поиск ли более удачных стратегий добывания пищи, предчувствия опасностей или же сложные социальные навыки - оставалось до последнего времени загадкой.

Предыдущие исследования, впрочем, уже давали повод говорить о ключевой роли в развитии homo sapiens именно социальных навыков. А теперь Ричард Бирн (Richard Byrne) и Надя Корп (Nadia Corp), психологи из шотландского Университета Сент-Эндрюс (St Andrews University), нашли прямые свидетельства того, что приматы используют свой "разум" в первую очередь для обмана друг друга и извлечения таким образом личной выгоды. Увы, морали и уму в этом случае оказалось совсем не по пути, недаром стая Маугли у Киплинга так презирала этих бандерлогов!

Случаи обмана среди приматов хорошо запротоколированы. Иногда самка гориллы может тайно спариваться с мужской особью, избегая таким образом оплеух от доминирующего самца. Или обезьяны изображают полнейшее равнодушие к вкусной пище, чтобы их соперники не прибежали и не украли ее. Бирн лично наблюдал за молодым павианом, который, чтобы избежать выговора от своей матери, внезапно вскакивал и внимательно высматривал что-то на горизонте, заставляя все остальное стадо впадать в панику - ведь поблизости могло оказаться стадо конкурентов. "Мы были искренне изумлены тем, что павианы способны на столь тонкий расчет", - говорит Бирн.

Бирн и Корп собрали воедино разрозненные наблюдения последних лет, свидетельствующие о том, что дикие приматы зачастую сознательно вводят в заблуждение своих соплеменников. Выяснилось, что частота подобных инцидентов прямо пропорциональна среднему объему коры головного мозга животных. Например, буш-бэби (Bush babies, род Galago из подотряда низших приматов) и лемуры, которые имеют относительно небольшие размеры коры головного мозга, были в числе наименее "трусливых". А в число тех, кто наиболее часто применял тактику введения своих соседей в заблуждение, входили макаки и крупные обезьяны - гориллы, шимпанзе, бонобосы (или бонобы, особый вид карликовых шимпанзе) и орангутанги - то есть те, что могут похвастаться относительно большими объемами коры головного мозга.

Все это вполне согласуется с той идеей, что естественный отбор приводил к появлению все больших размеров головного мозга именно для реализации более "изощренных" социальных взаимодействий, среди которых одной из основных "фишек" считался тактический обман.

"Возможно, если бы мы изучили как следует совместные, кооперативные действия в стаде и соответствующие навыки, мы бы пришли к аналогичным выводам, - говорит Бирн. - Сотрудничество и обман в этом смысле не противопоставлены одно другому, они в своей совокупности способствуют развитию социальных навыков". При этом еще не ясно окончательно, знают ли на самом деле приматы о том, что они вводят своими действиями кого-то там в заблуждение. Не исключено, что они просто и не могут иметь никакого понятия о том, что все это "непорядочно", поскольку просто вывели из опыта, что в результате такого-то поведения получают нужный им результат.

Источник:
Sneakiest primates have biggest brains - New Scientist

Максим Борисов, 01.07.2004


новость Новости по теме