статья Детство детства человечества

Максим Борисов, 15.03.2007

Североафриканская ископаемая нижняя челюсть ребенка (показано местоположение фрагмента эмали зуба (резца), который был исследован с помощью Гренобльского синхротрона). Справа - полученное таким образом изображение, на котором видны линии роста (белые стрелки) с 10 ежедневными линиями между ними (белые скобки). Размер пластинки составляет 0,2 миллиметра. Фото PNAS с сайта www.esrf.eu

Новое исследование ископаемых останков юного представителя одной из самых архаичных ветвей вида Homo sapiens показало, что типичное для современных людей длительное детство стало реальностью по крайней мере 160 тысяч лет назад (соответствующая статья - "Earliest Evidence of Modern Human Life History in North African Early Homo sapiens" - публикуется в выпуске американского научного журнала Proceedings of National Academy of Sciences ("Слушания национальной Академии наук") - PNAS от 12 марта).

Международную группу ученых, сделавших это важное открытие, составили специалисты из Европы, Африки (Марокко) и Австралии - Таня Смит (Tanya Smith), Поль Таффоро (Paul Tafforeau) и др. Европу представляли исследователи из лейпцигского Института эволюционной антропологии имени Макса Планка (Max-Planck-Institut für evolutionäre Anthropologie - MPI EVA), французской Европейской лаборатории синхротронного излучения Гренобльского центра Агентства ядерных исследований (European Synchrotron Radiation Facility - ESRF), палеонтологи из Пуатье (Франция) и дантисты из Великобритании.

Целый ряд работ, которые публиковались на протяжении последних двух десятилетий, позволял заключить, что биологические предпосылки для специфической культурной ситуации, в которой проходит развитие современного человека, возникли на относительно поздней ступени человеческой эволюции. Так, австралопитеки и другие предшественники сапиенсов (Homo habilis, Homo erectus и т.д.) характеризовались сравнительно короткими периодами биологического взросления (под этим подразумевается прежде всего момент достижения репродуктивного возраста), и по этому параметру они больше уподоблялись современным человекообразным обезьянам вроде шимпанзе и горилл (вырастающим за несколько лет), но не людям. Однако до последнего времени оставалось неясным, когда же именно у предшественников человека разумного впервые стали встречаться столь длительные периоды созревания (а ведь чем дольше длится детство и период обучения - тем более замысловатую социальную структуру имеет все общество, к тому же большой мозг просто требует более длительного времени для своего развития).

Сложность заключалась в том, что эволюция различных человеческих органов на протяжении тысячелетий имела, скажем так, мозаичный характер, и антропологи до сих пор не могут прийти к полному согласию относительно того, когда и где конкретные представители вида Homo sapiens получили полностью современную "комплектацию".

Однако рост зубов (и особенно момент прорезывания первых моляров) дает в руки ученых важнейшие указатели, по которым вполне можно восстанавливать ход процессов возмужания ископаемых индивидуумов. Подобно деревьям и раковинам зубы при росте сохраняют "записи" о прожитых годах и днях - участки разной степени минерализации в форме параллельных полосатых линий. Речь идет о так называемых эмалевых полосках или линиях приращения Ретциуса (Retzius lines, названы по имени выдающегося шведского гистолога Густава Магнуса Ретциуса (Gustav Magnus Retzius, 1842-1919)), интервалы между которыми соответствуют примерно двум неделям, и плюс к ним есть еще более детальные типы бороздчатости. В коренных зубах (молярах) смена цветов линий прослеживаема едва ли ни ежедневно, а драматически темный оттенок может даже отразить стресс, вызванный рождением (неонатальная линия на молочных и некоторых коренных зубах - закладка первых постоянных зубов у человека начинается с пятого месяца внутриутробной жизни). Подробное изучение этих полосок прежде было немыслимо без разрушающих методик, ну а разрезать ископаемый зуб даже во благо науки позволит далеко не каждый хранитель музея...

Новых успехов удалось достичь благодаря современным технологиям и физикам-ядерщикам: комбинация синхротронной рентгеновской томографии - трехмерной микротомографии с высоким разрешением - и компьютерного моделирования развития прорезающихся коренных зубов позволила изучить образцы костной ткани без их разрушения.

Изучалась окаменелость 8-летнего ребенка - одного из древнейших представителей нашего вида, - которая была найдена несколько десятилетий назад в пещерах Джебель-Ирхуд (Jebel Irhoud) в Марокко (примерно в 100 километрах к западу от Марракеша) вместе с фрагментами двух черепов взрослых. Находке примерно 160 тысяч лет. Предполагается, что люди, более-менее современные с анатомической точки зрения (попавшие 40 тысяч лет назад в Европу), возникли в Африке две сотни тысяч лет тому назад (об этом говорят человеческие останки из Эфиопии), таким образом эту троицу из Джебель-Ирхуд рассматривают в качестве протокроманьонцев (нужно, впрочем, отметить, что некоторые палеоантропологи марокканские окаменелости воспринимают как более архаичные, а следовательно и более древние, чем эфиопские).

Информация по росту зубов древнего марокканского ребенка, полученная методом виртуальной зубной палеогистологии (virtual dental paleohistology), была сопоставлена с данными по другим окаменелостям и с ныне живущими представителями человеческого рода для того, чтобы попытаться выявить разницу в темпах развития. Если верить этому анализу, то никакой существенной разницы обнаружить не удается: скорость взросления ископаемого ребенка вполне сопоставима с развитием его современных сверстников (первые коренные зубы прорезались в 6 лет, тогда как у шимпанзе это случается в 4 года).

В дальнейшем исследователи с помощью новой техники надеются изучить зубы и других гоминидов - от Homo erectus до неандертальцев.

На иллюстрации:

Untersuchungen eines fossilen Homo sapiens zeigen, dass die für den modernen Menschen typische lange Kindheit schon vor mehr als 160.000 Jahren auftrat - Max-Planck-Gesellschaft - Presseinformation
Fossil from 160,000 years ago shows growth profile similar to modern man - ESRF - Press Release
Why Children Never Leave Home: Evolution - LiveScience