новость Ледяной Отци оказался итальянцем

04.11.2003

Ученые составили карту маршрутов доисторического "ледяного человека", найденного 12 лет назад на леднике на высоте 3278 м над уровнем моря в районе итало-австрийской границы, передает ИТАР-ТАСС. Согласно исследованиям, проведенным австралийскими, американскими и австрийскими учеными, этот человек жил на территории современной Италии, в 60 км к югу-востоку от того места, где погиб 5200 лет тому назад.

Обнаружение останков, получивших имя Ледяной Отци по месту их нахождения - долине Отц, стало настоящей археологической сенсацией. Хорошо сохранившееся тело в 1991 году обнаружили альпинисты на одном из альпийских перевалов. Сначала появилось предположение, что это один из тех покорителей вершин, которые каждый год теряются в горах и погибают под сходом лавин или под завалами. Но экспертиза тела поразила всех: останки были старше мумий египетских фараонов. На "ледяном человеке" сохранились обувь из козьей кожи и что-то вроде плаща из травы. Рядом с телом обнаружили медный топор и колчан со стрелами.

Уникальной находкой сразу же заинтересовались ученые, но проведению исследований помешал спор между Австрией и Италией - обе страны претендовали на Отци. Шесть с половиной лет "ледяная мумия" находилась в лаборатории Инсбрукского университета, а в 1998 году была перевезена в рефрижераторе в археологический музей в Больцано (Италия), где сейчас ей отведен целый зал. Тело содержится в изолированной камере при температуре минус шесть градусов и относительной влажности 98 %.

Разморозив на несколько часов Ледяного Отци, ученые сумели добыть образцы тканей и ДНК, с помощью которых и удалось разгадать загадку места происхождения и жизни этого доисторического человека. Было проведено сравнение проб, взятых из зубов, костей и внутренностей Отци, с образцами воды и грунта, собранными в горном регионе, где было обнаружено тело. Причем каждый образец приоткрыл "окно" в различные периоды жизни "ледяного человека". К примеру, зубная эмаль формируется в детстве и сохраняется практически неизменной до смерти. Поэтому все, что Отци ел или пил в возрасте от 3 до 5 лет, оставило химические следы в его зубах. Осколки бедренной кости повествуют о зрелом возрасте "замороженного", так как регенерация минеральных веществ происходит через 10-20 лет. А анализ тканей внутренностей Отци помог окончательно указать на район, в котором он обитал.

Ученым повезло, что почвы и воды в районе обнаружения "ледяного человека" оказалась различными по своей химической структуре. Так, вода к северу от места, где был найден Отци, отличается по своему составу от воды к югу. В результате установив географические места проживания доисторического человека в детстве и зрелые годы, исследователи пришли к выводу, что он никогда не уходил дальше, чем на несколько десятков километров от своего родного дома. Удалось также установить, что перед смертью он был ранен стрелой, чей каменный наконечник, застрявший недалеко от легкого, высветил рентген. А в австралийском Университете Квинсленда при помощи методов молекулярной археологии выяснили, что у Отци, защищавшегося от врагов, были раны на руках, причем на одежде и оружии нашли следы крови четырех других человек. Установлено также, что Отци в момент смерти было примерно 46 лет.

Многие из тайн "ледяного человека" все еще остаются неразгаданными. Но для итальянской стороны, где Отци стал чуть ли не "национальным героем" для жителей приграничного района, важно другое - полученное учеными доказательство его жизни на территории современной Италии.

04.11.2003