новость Кукурузные кочерыжки рассказали о строителях доисторических американских многоэтажек

21.10.2003

Древние американцы, строившие сложные сооружения в Каньоне Чако в Нью-Мексико, зависели от кукурузы, которую на руках доставляли с полей, находившихся в 80 км от этого места, показал анализ химического состава древних кукурузных кочерыжек. Исследователи сравнили соотношение изотопов в древних кочерыжках из каньона Чако и почве в разных районах и обнаружили, что люди, жившие в каньоне в IX-XII веках, были вынуждены переносить урожай вручную с далеких полей, сообщает NTR.ru.

В те времена в каньоне жило 6-10 тысяч человек, здесь были воздвигнуты сооружения, состоящие из четырех этажей и 800 комнат. Такие здания окружали целые деревни. Часть пищи, несомненно, производилась в каньоне, однако нехватка осадков и непродолжительный вегетативный сезон чрезвычайно затрудняли земледелие. Поэтому ученые полагают, что в период массированного строительства продовольствие приходилось импортировать, чтобы прокормить работающих.

Поскольку дело было задолго до путешествий Колумба и возвращения лошади в Северную Америку, люди древнего народа пэбло, жившего в каньоне, были вынужден транспортировать пищу на собственной спине, утверждает Ларри Бенсон из Геологической службы США. Чтобы доставить кукурузу в изолированный каньон Чако, люди пользовались целой сетью дорог, которая была обнаружена во время аэрофотосъемки. Часть троп была ограничена специальными камнями, а на части тяжело нагруженные путники были вынуждены подниматься по крутым склонам.

Чтобы проверить эту гипотезу, решено было сравнить соотношение изотопов стронция в кукурузных початках. Выяснилось, что оно точно совпадает с соотношением, характерным для почв, находящихся в 80 км к западу в горах Чуска и у реки Сан-Хуан в 90 км к север.

Но в каньон Чако приносили не только еду. Жители импортировали большую часть древесины, необходимой для строительства, с возвышенностей за пределами Чако, а также приносили оттуда большую часть керамики, поскольку в Чако попросту не хватало дров для ее обжига.

21.10.2003