новость Найдена связь генетических дефектов с "аутизмом" у мышей

16.10.2009
Лабораторные мыши

Американские ученые заявили о том, что им удалось обнаружить связь между отсутствием гена, провоцирующим аутизм и шизофрению у людей, с аналогичным поведением среди мышей, сообщает UPI.

Профессор Стэнфордского университета (Stanford University) Томас Зюдхоф (Thomas Sudhof) и его аспирант Марк Этертон (Mark Etherton) изучали физиологию и поведение выведенных ранее для других экспериментов мышей, у которых отсутствовал ген, вырабатывающий определенные белки (neurexin-1alpha). Отсутствие этого гена было зафиксировано у 0,5% людей, страдающих аутизмом, однако у здоровых людей такого никогда не наблюдалось.

Исследователи решили выяснить, может ли подобная генетическая аномалия приводить к каким-либо изменениям в коммуникации нервных клеток, а в случае положительного ответа уточнить, провоцируют ли эти нарушения сколько-нибудь заметные отклонения в поведении, аналогичные человеческим когнитивным расстройствам (таким, как аутизм или шизофрения).

Выяснилось, что среди мышей с подобными генетическими дефектами действительно наблюдались проблемы с передачей сигналов в определенных синапсах. Причем поведенческие отклонения среди этих мышей также были аналогичны тем, что наблюдаются и среди людей, страдающих подобными заболеваниями (они легко справлялись с заданиями, требующими хорошей двигательной координации, но были при этом, например, беспомощны в вопросах заботы о потомстве).

Результаты данного исследования обнародованы 12 октября в онлайн-публикации журнала Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) - статья называется "Mouse neurexin-1alpha deletion causes correlated electrophysiological and behavioral changes consistent with cognitive impairments", - и на их основании уже получен новый грант NIH на $1,65 млн, в соответствии с которым следует изучить теперь уже последствия отсутствия еще 81 дополнительного гена, также связанного с аутизмом и шизофренией.

К сожалению, аутизм (как и другие когнитивные расстройства) не связан с какой-либо одной определенной мутацией. Теперь принято считать, что он вызван целым комплексом причин (не обязательно одних лишь генетических). Более того, многие ученые вовсе отказываются считать аутизм единым заболеванием, а описывают его как группу связанных между собой психических расстройств.

Gene Deletion Associated with Autistic and Schizophrenic Behaviors in Mice - GEN News Highlights