новость Употребление экстази необратимо разрушает мозг

27.09.2002

Обычная доза экстази, которую любители вечеринок принимают чуть ли не каждую ночь, вызвает необратимые нарушения в работе мозга и может привести к синдрому, по симптомам похожему на болезнь Паркинсона. Как пишет New York Times, таков вывод группы медиков Университета Джона Хопкинса, которые под руководством доктора наук Джорджа Рикорта исследовали воздействие экстази на приматов. 10 обезьянам делали по 3 инъекции наркотика с интервалом в 3 часа. Именно по такой схеме зачастую принимают экстази.

В ходе экспериментов выяснилось, что две-три таблетки экстази убивают клетки мозга, которые производят допамин - фермент, который отвечает за контроль мозга над движениями и за способность испытывать удовольствие. С возрастом способность клеток производить допамин уменьшается у некоторых людей - у них начинают трястись руки и голова, движения становятся неуверенными. Проведенные эксперименты показали, что употребление экстази приводит к этим симптомам в обязательном порядке.

После публикации итогов исследования в Science многие специалисты начали высказывать сомнения в правильности этих выводов. Так, некоторые специалисты утверждают, что Рикорт давал подопытным обезьянам не таблетки, а делал им инъекции наркотика в дозах, которые человек просто не может выдержать (по их расчетам, 3 инъекции аналогичны 10 таблеткам). Две из 10 обезьян умерли от сердечной недостаточности, а еще две после двух инъекций были настолько плохи, что третью инъекцию им не стали делать. Если бы среди людей, употребляющих экстази процент смертельных случаев был столь же высок, то этот наркотик перестали бы употреблять вовсе, считают критики. Другие специалисты считают, что с дозами у Рикорта "все было в порядке" и смерть обезьян трудно объяснить, однако упрекают его в проведении эксперимента на слишком маленькой группе подопытных животных.

То, что экстази притупляет способность ощущать удовольствие, у специалистов сомнение не вызывает, тем более что у большинства его постоянных потребителей экстаз от наркотика наступает только первые несколько раз.

Доктор Рикорт изучает экстази уже много лет. В 1995 году его исследования воздействия наркотика на мозг мартышек и крыс привели его к выводу, что он убивает клетки, поглощающие серотонин - вещество, являющееся химическим передатчиком импульсов между нервными клетками человеческого мозга и контролирующее аппетит, сон, настроение и эмоции человека. Тем самым регулярное употребление экстази приводит к хронической депрессии, считает Рикорт.

Экстази изобрели в 1912 году в Германии. До 1985 года этот препарат использовался как стимулятор при лечении, а также при проведении исследований в психиатрии. В 1985 году экстази объявили наркотиком.

27.09.2002