Бред в помощь
Станислав Лем в предисловии к своему трактату 1967 года "Философия случая" (Filozofia przypadku) сокрушался, что так и не рискнул (для изучения воздействия литературы на читателя) пустить в ход настоящий "экспериментальный метод", то есть приготовить "специальные "препараты" - как бы искусственные "микропроизведения", сознательно ориентированные на проверку того или иного утверждения теории". Ну а вот американские и канадские психологи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (University of California, Santa Barbara - UCSB) и Университета Британской Колумбии (University of British Columbia) в Ванкувере оказались не столь щепетильны. Правда, свои "варварские" эксперименты они проводили не с произведениями самого Лема, а с рассказами Франца Кафки и фильмами Дэвида Линча (David Lynch). По мнению психологов, сюрреалистический сюжет рассказа или фильма (в качестве примера взят "Синий бархат" Линча) может приводить в действие специфический когнитивный механизм, отвечающий в человеческом мозгу за процессы неявного обучения, тем самым сюр как бы "делает нас умнее". Свои выводы ученые обнародовали в статье Connections From Kafka: Exposure to Meaning Threats Improves Implicit Learning of an Artificial Grammar, опубликованной в сентябрьском номере журнала Psychological Science.
"Суть в том, что наш мозг просто не может не отреагировать каким-либо образом на бессмыслицу, угрожающую рассудку. При попытке как-то справиться с этой ситуацией мозг пытается привлечь какие-нибудь другие виды знакомых структур, - поясняет один из соавторов статьи Трэвис Пру (Travis Proulx) из UCSB. - Оказывается, эти структуры могут быть уже абсолютно не связаны с первоначальным значением угрозы".
Особую роль играют ожидаемые ассоциации в рамках привычной среды. Так, огонь, например, для нас однозначно связан с жаром. Поэтому если мы поместим руку в пламя и почувствуем при этом лишь ледяной холод, то невольно всполошимся и задумаемся: ведь эта ситуация содержит в себе угрозу нашему здравому смыслу.
В рамках своего исследования Пру и его соавтор Стивен Хайн (Steven J. Heine), профессор психологии из Университета Британской Колумбии, тестировали группу добровольцев, которым давали читать сокращенный и слегка отредактированный вариант рассказа Кафки "Сельский врач", включающий в себя бессмысленную - и в некоторой степени тревожную - череду событий. Вторая группа читала иную версию того же самого рассказа, который был переписан таким образом, чтобы "выправить" сюжет, сделать его более осмысленным. Затем испытуемых просили выполнить ряд грамматических заданий, в ходе которых они должны были отыскивать скрытые закономерности в только что прочитанном тексте. Требовалось, например, отметить сходные фрагменты текста и т.д.
"Люди, которые читали "бессмысленную" историю, отмечали большее количество нужных строк. Очевидно, что в ходе чтения они были как-то дополнительно мотивированы в поисках привычных структур, - говорит Пру. - Что еще важнее, в ходе работы они проявили гораздо большую точность, чем те, кто прочитал более "обыденную" версию истории. То есть первая группа действительно лучше прочувствовала всю модель этого рассказа".
В ходе второго исследования сходные результаты были получены в ходе бесед с людьми, которые испытали на себе отчужденность окружающих из-за каких-то своих не совсем адекватных и противоречивых поступков в прошлом. "Вы испытываете при этом примерно те же ощущения, что и как следует начитавшись рассказов Кафки, - объясняет Пру. - Эти люди чувствуют себя ужасно неуютно, не способны свободно общаться, как прежде, и все это создает подспудное бессознательное желание разобраться в причинах подобной ситуации. Подобное чувство дискомфорта может возникнуть как при погружении в какую-либо сюрреалистическую историю, так и при созерцании своих собственных ошибок, - в любом случае люди хотят от этого чувства дискомфорта поскорее избавиться. Так что они весьма и весьма мотивированы в освоении новых логических моделей".
Нужно отметить, что до сих пор исследователям удавалось выявлять благотворное влияние необычных переживаний (катарсиса, говоря словами греческих философов) лишь в неявной модели обучения. И по-прежнему еще не известно, может ли чтение сюрреалистической литературы помочь, например, при закреплении изученного материала. Сам Пру в это не верит: "Важно отметить, что чтение рассказов Кафки перед экзаменами, вероятно, не сможет помочь вам повысить эффективность работы мозга на самих экзаменах, - говорит он. - Ведь в нашем эксперименте наиболее важен был эффект неожиданности: важно то, что испытуемые не ожидали встретить перед собой такую странную историю. Если же вы заранее ожидаете, что столкнетесь с чем-то странным и необычным, то, очевидно, уже не будете испытывать столь же острое чувство отчужденности. Смысловая связь может быть нарушена, но вы не проявите такую же способность к обучению. Ведь ключом к нашему исследованию стало то, что наши участники были искренне удивлены серией неожиданных событий, и они никоим образом не могли разобраться в них. Таким образом, они стремились осмыслить их как-нибудь иначе".
Если говорить о студентах российских вузов, то они, вероятно, легко смогут привести примеры того, как явный бред может быть поставлен на службу учебному процессу. И мы говорим здесь не только о тех жизненных ситуациях, в которых они оказываются по воле Министерства образования... В 1920-е годы русский советский языковед, один из создателей теории фонемы, академик Лев Щерба (1880-1944) предложил следующий пример "очевидно бессмысленной фразы" (в которой все корневые морфемы заменены на произвольные сочетания звуков и которая использовавалась на вводных лекциях к курсу "Основы языкознания"): "Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка". Абстрагируясь от лексики, студенты на этом примере учились проводить корректный грамматический анализ. Фраза создана для иллюстрации того положения, что многие семантические признаки слова можно извлечь исключительно из его морфологии. Широкую известность этот пример приобрел после публикации в научно-популярной книге Льва Успенского "Слово о словах".
А еще раньше подобные приемы применял британский математик и литератор Льюис Кэрролл, создавая свои стихи и сказки. Они были наполнены абсурдом, но тем не менее заставляли пристально следить за действием, сопереживать героям и все время напряженно пытаться отыскать какой-то "потаенный смысл". Вспомним одну лишь знаменитую балладу "Бармаглот", приведенную в книге "Алиса в Зазеркалье":
"Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове..."
Ну а до Кэрролла был еще дзен-буддизм с его "хлопком одной ладонью" и просветлением, вызываемым напряженными размышлениями над внешне абсурдной ситуацией. Вероятно, монахам абсурд также помогал "конвертировать" свои "когнитивные способности" в иную сферу...
Источник:
Reading Kafka Improves Learning, Suggests UCSB Psychology Study - University of California, Santa Barbara
Статьи по теме
Мыслящий и пишущий океан
Лем поднял престиж научной фантастики на невиданную высоту, предвосхитил многие из важнейших проблем следующего века. И вместе с тем он беспечно нарушал писаные и неписаные законы жанра и с пессимизмом смотрел в век грядущий.
Фантастический ученый
По признанию Бориса Стругацкого, он давно уже не следит за научными новостями в своей области и вообще сомневается в том, что даже при благоприятных обстоятельствах смог бы совершить в науке что-то действительно выдающееся. Возможно, астрономия в его лице многого и не потеряла, а вот литература много приобрела.
На ошибках не учатся
Эрл Миллер из Массачусетского технологического института. Фото с сайта www.ekmiller.org
Ученые: Отверженные становятся хорошими психологами
Люди, не уживающиеся в своей социальной группе (например, в коллективе на работе) и отвергаемые ею, лучше умеют отличать фальшивые эмоции от настоящих. Таковы результаты исследования, проведенного американскими психологами из Университета Майами.
Ученые: Калькуляторы не вредят обучению младших школьников
Калькуляторы не мешают обучать арифметике младших школьников - в том случае, если у детей уже есть навыки сложения, умножения и т.п. Новая работа американских психологов, возможно, позволит внести ясность в дебаты о том, насколько достижения прогресса уместны в школьном классе.
Ученые лезут в мозг
Ученые из Питтсбургского университета научили обезьяну управлять механической рукой, используя лишь сигналы от ее собственного мозга, а исследователи из Университета Карнеги-Меллона создали компьютерную программу, способную предсказывать реакцию человеческого мозга на определенные слова и понятия.
Амнезия под гипнозом
Сканирование мозга загипнотизированных людей, которым было приказано сначала забыть, а затем вновь вспомнить содержание фильма, позволило выявить ключевую невральную схему подавления памяти. Авторы исследования считают, что их работа поможет разобраться в механизмах, вызывающих амнезию.
Не спуская глаз
Всем известно, что мысли человека могут блуждать где-то далеко даже в том случае, если он не спускает глаз с оратора. А канадские исследователи теперь выяснили, что есть надежный физиологический индикатор, позволяющий оценить степень концентрации на словах собеседника.
Ученые шпионят за Музой
Американские нейрофизиологи в ходе новых экспериментов сумели получить ответ на вопрос, чем творческое мышление отличается от мышления нетворческого. Иными словами, теперь ученые с помощью приборов научились фиксировать момент прихода вдохновения.
До мозга костей
Нейроны в мозгах либералов и консерваторов ведут себя по-разному, если их обладатель сталкивается с ситуацией, требующей немедленного и жесткого выбора. Результаты, полученные американскими психофизиологами, заставляют предположить, что политические предпочтения могут быть врожденными и передаваться по наследству.
Товарищество на вере
Канадские психологи экспериментально продемонстрировали, что упоминания о боге способствуют проявлениям альтруизма в человеческом поведении. Однако религиозное происхождение нравственности нельзя считать доказанным.
Ученые доказали, что бог есть любовь
В последних экспериментах в человеческом мозгу так и не удалось обнаружить какого-либо единого специализированного "места для бога", ответственного за мистические и религиозные переживания. Информацию о новом исследовании, противоречащем предыдущим экспериментам такого рода, комментирует директор петербургского Института мозга человека Святослав Медведев.