новость Люди получили в наследство крысиный смех

06.04.2005

Изображение с сайта www.bladam.com Человеческий смех своим происхождением обязан эволюции и некоторым физиологическим реакциям (например, в ответ на щекотку), присущим животным, считает Роберт Провайн (Robert Provine), профессор физиологии Мэрилендского университета в Балтиморе (University of Maryland in Baltimore). Процессы, протекающие в коре головного мозга у смеющегося человека и у крыс, щекочущих друг друга во время игры, имеют очень много общего. Ученые надеются даже выделить некий "ген радости", что поможет нам всем успешнее бороться с депрессиями. Обо всем этом не без юмора пишет в своей статье, опубликованной солидным научным журналом Science психолог Джаак Панксепп (Jaak Panksepp).

Как известно, смех не относится к сфере высшей нервной деятельности. Осознанный контроль тут невозможен. Попробуйте-ка посмеяться по заказу! Искренне не получится, не сомневайтесь. А вот теперь ученые склоняются к мысли, что смех и радость - это вовсе не исключительно человеческие качества.

Профессор Провайн согласен с Зигмундом Фрейдом: мы не можем осознать бессознательное, и оно занимает гораздо больше места в нашей жизни, чем мы привыкли считать.

Новейшие эксперименты с крысами, шимпанзе и людьми, вероятно, доставят мало радости тем из наших современников, кто склонен к излишнему человеческому снобизму. Оказывается, нет никакой принципиальной разницы между глупым хихиканьем и реакцией на утонченную шутку. Процессы, протекающие в этот момент в коре головного мозга, с биологической точки зрения почти идентичны. В основе крысиного верещания, в щекотке и игривой борьбе-толкотне изучаемых учеными шимпанзе, оказывается, лежат те же самые биологические механизмы, что ответственны за взрывы человеческого смеха.

Открытые нейрофизиологами механизмы мозговой деятельности, лежащие в основе таких чувств как боль, удовольствие, страх и т.п., абсолютно одинаковы у людей и прочих млекопитающих. Это только подчеркивает наше биологическое родство с другими видами, - говорит психолог Текумсе Фич (Tecumseh Fitch), преподаватель Университета Сент-Эндрюс (University of St. Andrews) в Шотландии.

Animals Laughed Long Before Humans, Study Says - National Geographic News