статья Обезьян научили правильно распоряжаться деньгами

Максим Борисов, 16.08.2007

Схема эксперимента. Лотки с фишками были сконструированы таким образом, что выбор одного из них автоматически блокировал альтернативный, чтобы капуцин не мог забрать содержимое обоих. Изображение с сайта www.journals.royalsoc.ac.uk

Эльса Аддесси (Elsa Addessi), исследовательница из итальянского Института когнитивистики (Istituto di Scienze e Tecnologie della Cognizione, Рим), проводившая эксперименты над десятью рожденными в неволе обезьянами семейства капуцинов (Cebus apella - бурый капуцин, апелла или фавн), сделала вывод, что эти животные, конечно, не имеют способностей к счету, как люди, но все же могут правильно распоряжаться деньгами. Фактически, они способны "на глаз" складывать и умножать номиналы "монет" (публикация в британском журнале Proceedings of the Royal Society B).

Аддесси и ее коллеги поставили своей задачей выяснить, могут ли их капуцины правильно воспринимать ценность денег и использовать выдаваемые суммы для того, чтобы накупить максимальное количество еды. Сначала исследователи добились того, чтобы весь десяток капуцинов успешно уяснил, что в обмен на желтый жетон можно получить в три раза больше лакомства (арахиса), чем на синий (использовались, например, пластмассовые фишки для покера). И если обезьянкам предлагался выбор между одним жетоном того или иного цвета, все они успешно выбирали больший номинал "денюжки" - то есть желтый жетон.

Более сложным для "испытуемых" оказался выбор между одним жетоном желтого цвета и несколькими (до пяти штук) синими. Две обезьяны предпочли количество "качеству" и всегда выбирали большее количество жетонов - вне зависимости от их цвета. Еще четыре особи, наоборот, предпочитали всегда "удачные" цвета и не обращали внимания на их количество, то есть всегда выбирали желтые жетоны. Аддесси, впрочем, считает, что капуцины могли просто не понимать экспериментаторов из-за неудачно подобранной схемы эксперимента - ведь обезьянам выдавали три кусочка арахиса разом в обмен на желтый жетон, тогда как пять синих жетонов они должны были передавать один за другим прежде, чем получат наконец пять арахисов. "Я думаю, долгое ожидание награды их расстраивало и сбивало с толку", - говорит она.

Однако оставшиеся четыре капуцина были в состоянии максимизировать свои выплаты даже в этих условиях. Эти "продвинутые" обезьяны смогли усвоить, что на четыре синих жетона они могут накупить больше еды, чем на один желтый жетон, тогда как два синих жетона имели меньшую ценность, чем тот же желтый.

После этого Аддесси и ее коллеги отобрали этих четырех самых сообразительных обезьянок, добавив к ним парочку из оставшихся, и продолжили свои занятные эксперименты. На этот раз капуцинам позволяли выбирать между двумя желтыми жетонами, "стоящими" шесть кусочков арахиса, и четырьмя или пятью синими жетонами, соответствующими четырем или пяти кусочкам. Одна из обезьян вообще не смогла понять, что от нее требуется на данном этапе. Три обезьяны придерживались простой тактики - выбирали желтое независимо ни от чего. И остались только две обезьянки, которые и в этих условиях были в состоянии максимизировать свои выплаты.

По результатам экспериментов Аддесси делает вывод, что обезьяны, конечно, не владеют математикой, однако способны на грубые оценки: какой из наборов жетонов стоит больше. Если бы они знали математику, то могли бы запросто выбирать, скажем, между шестью и пятью кусочками ореха - точно так же, как и между шестью и четырьмя кусочками... а этого все-таки не происходит. При этом обезьяны, однако, не пасуют перед относительно большими числами и успешно делают правильный выбор между шестью и четырьмя кусочками, представленными двумя желтыми и четырьмя синими жетонами (хотя различение между шестью и пятью кусочками, представленными двумя желтыми и пятью синими жетонами, опять же вызывает у них затруднение).

Наличие столь неожиданных талантов у животных объясняется тем, что различать "меньшее" и "большее" количество еды - для них, очевидно, очень важная потребность - порой вопрос жизни и смерти. Ведь зачастую требуется вовремя определить, какое дерево насчитывает большее количество (причем, более спелых) плодов, или же сделать хотя бы приблизительный подсчет друзей и врагов разной комплекции, сошедшихся "стенка на стенку". Уникальным в исследовании Аддесси было то, что обезьяны не только выбирали между количеством предметов, но также продемонстрировали, что они в состоянии различать номиналы "монет" и представлять их ценность. В этом смысле капуцины превзошли не только более примитивных животных, но и некоторых человекообразных обезьян. "Я нахожу это все весьма удивительным в случае животных, которые отделились от общей с нами эволюционной ветви еще 35 миллионов лет назад", - говорит Аддесси.

На иллюстрации:
Схема эксперимента из статьи. Лотки с фишками были сконструированы таким образом, что выбор одного из них автоматически блокировал альтернативный, чтобы капуцин не мог забрать содержимое обоих. Изображение с сайта www.journals.royalsoc.ac.uk

Источники:
Monkeys learn to do arithmetic for peanuts - New Scientist
Do capuchin monkeys (Cebus apella) use tokens as symbols? - E. Addessi, L. Crescimbene & E. Visalberghi

Ссылки на видео:
Do capuchin monkeys (Cebus apella) use tokens as symbols? - View video here
Counting monkey

Максим Борисов, 16.08.2007


новость Новости по теме