статья Больше народа - больше кислорода

Максим Борисов, 27.02.2008
Земля. Фото с сайта www.astrowebuk.co.uk/earth.htm

Новые исследования американских и китайских ученых подтвердили теорию о том, что повышение концентрации кислорода в земной атмосфере и окисление океанских глубин 635-551 миллион лет назад было связано с деятельностью эволюционировавших живых организмов (от докембрийских микроскопических жизненных форм до многоклеточных морских водорослей).

Представить себе атмосферу нашей планеты без кислорода теперь очень сложно, однако еще 2,5 миллиарда лет назад концентрация этого животворного газа в земной атмосфере была совершенно ничтожна, и лишь приблизительно 600 миллионов лет назад уровень атмосферного кислорода стал сравним с нынешним. Долгие годы геологи и биологи-эволюционисты пытались связать повышение уровня O2 на планете и насыщение им океанских глубин с деятельностью биоценозов современного типа, но лишь только в самое последнее время была приподнята завеса над этой тайной.

Чтобы прояснить характер влияния биоэволюции на изменение окружающей среды, международная группа специалистов из Вирджинского политехнического института (Virginia Tech), Университета штата Мэриленд, Университета штата Невада в Лас-Вегасе и китайской Академии наук занялась исследованиями геохимических изменений и изучением распределении ископаемых останков в 635-551-миллионолетних отложениях, сохранившихся в Южном Китае, в районе Формации Доушаньтуо (Doushantuo Formation) бассейна крупнейшей евразийской реки Янцзы (соответствующая публикация - "Pulsed oxidation and biological evolution in the Ediacaran Doushantuo Formation" - 4 марта появится в американском научном журнале PNAS).

Миллионы лет изучаемая область была дном древнего моря. Индикатором недостатка атмосферного кислорода в ту или иную эпоху ученые считают присутствие растворенного в океане углерода органического происхождения, который в противном случае был бы окислен и перешел бы в неорганические формы, в частности, в кальцит - карбонат кальция (CaCO3), который должен был дойти до нашего времени в составе минералов.

"Для отслеживания таких окислительных процессов мы с помощью масс-спектрометров отыскивали "подписи" изотопов углерода органического и неорганического происхождения в древних камнях", - поясняет один из соавторов статьи Ганьцин Цзян (Ganqing Jiang), геолог из Университета штата Невада в Лас-Вегасе (University of Nevada at Las Vegas). Изменение соотношения устойчивых изотопов углерода-12 и углерода-13 в скальных слоях позволяет судить о направленности экологических изменений в океане.

Изученные стратиграфические образцы позволили выявить сразу два важнейших события, связанных с изменением концентрации кислорода. Первоначальный импульс привел к расцвету микроскопических жизненных форм, ну а второй импульс (примерно 550 миллионов лет назад) совпал с драматически быстрым распространением разнообразных многоклеточных морских водорослей (производящих кислород). Тогда же, вероятно, на нашей планете появились и первые многоклеточные животные.

Two Oxygenation Events In Ancient Oceans Sparked Spread Of Complex Life - ScienceDaily

Тайна эмбрионов Доушаньтуо раскрыта
Старейший гигант микромира
Китайские шарики были бактериями-гигантами
Жизнь была на Земле всегда
Новости палеонтологии: эмбрионы оказались бактериями?

Максим Борисов, 27.02.2008