статья В массовой гибели доисторических животных обвиняются цианобактерии

Максим Борисов, 22.11.2004
Изображение с сайта q-e-d.chat.ru/bibliote/paleo.htm

Бывший рудник Мессель (Messel), расположенный неподалеку от Дармштадта всего в 20 километрах от Франкфуртского аэропорта (центральная Германия) - это признанная мировая сокровищница прекрасно сохранившихся окаменелостей животных и растений, составлявших тропическую флору и фауну этих мест 47 миллионов лет назад (периода раннего эоцена). Нигде в мире больше не найти такого количества останков летучих мышей и птиц, миллионы лет дожидавшихся пытливого взгляда исследователя в озерных отложениях.

Среди останков млекопитающих, находимых в Месселе (начиная с 1875 года), легко отыскиваются такие экземпляры, у которых даже сохранилось содержимое желудков. Но вот каким образом все они погибали, до сих пор оставалось загадкой. Ведь заполненные желудки - это верный признак того, что все эти существа отправлялись на тот свет в самом расцвете сил, и болезни или фатальная слабость полностью исключаются. До недавнего времени причину массовых смертей было принято искать, среди прочего, в газах вулканического происхождения, которые, возможно, скапливались в этом озере. Это могло бы объяснить ту внезапность, с которой животные задохнулись.

Озеро располагалось на месте нынешнего карьера. Животные безбоязненно подходили к его обманчиво спокойным водам, чтобы утолить жажду. Они паслись на берегу, купались на мелководье, прятались в ветвях, нависающих над водой. Летучие мыши, охотясь за насекомыми над зыбкой поверхностью воды, залетали далеко от берега и сновали над глубокими водами. И вот время от времени - с интервалами, слишком большими, чтобы животные могли обратить на это внимание, - на поверхность водоема могли вырываться потоки ядовитого газа, удушая все живое вокруг. Каждый газовый выброс оставлял таким образом широкий след, отправляя массу животных в глубины озера. Химический состав здешней окружающей среды оказался чрезвычайно подходящим для сохранения мягких тканей, и ныне в ископаемых остатках можно различить шерсть грызуна, чешую панголина или косточки внутреннего уха животных. В результате захоронения животных медленно пополнялся растущий пласт горючего сланца на дне озера.

Озера-убийцы известны и поныне: так, пару десятилетий назад одно из озер в Камеруне извергло облако диоксида углерода, что погубило тысячи людей и животных. Однако такие облака газа - если они действительно реальны - должны были бы быстро рассеиваться, если исходить из размеров озера в Месселе.

Теперь немецкие палеонтологи из Боннского университета (Universität Bonn), руководимые Вигхартом фон Кёнигсвальдом (Wighart von Koenigswald), предложили новую теорию, проливающую свет на возможную причину смерти всех этих живых существ (публикация в последнем выпуске Paläontologische Zeitschrift - "Палеонтологический журнал" (нем.)). При исследовании окаменелостей исследователям удалось выяснить, что смертные случаи происходили в одно и то же время года в разные годы. Ключом к разгадке послужили пять беременных кобыл, которые были обнаружены в различных слоях нефтяного сланца. Все эти кобылы умерли в одно и то же время года, поскольку плод в каждом таком случае находился на одной и той же стадии развития. К тому же и среди ископаемых черепах Месселя было найдено пять пар, которые умерли в ходе соития, то есть во время своего периода размножения.

Еще одна часть головоломки легла на место, когда доктор Андреас Браун (Andreas Braun) заметил, что известковые отложения в осадочных породах Месселя очень похожи на те озерные отложения возрастом приблизительно 200 тысяч лет, что были обнаружены в Ноймарк-Норд (Neumark-Nord). А в тех отложениях удалось обнаружить следы высокотоксичного микроцистина, то есть яда, который производят цианобактерии. Исследователи теперь предполагают, что осадочные породы в Месселе также связаны с этими микроорганизмами, известными еще как сине-зеленые водоросли. Животные вероятно отравились микроцистином, выделяемым в результате сезонного цветения "сине-зеленых" цианобактерий.

Токсичная пена собирается на поверхности воды. При питье такая зараженная вода губит очень быстро. Это верно как для наземных животных, так и для птиц. Наблюдения показали, что даже крошечного количества воды, выпитого летучими мышами при полете низко над водой, достаточно для летального исхода. Множество различных аспектов, связанных с окаменелостями Месселя и ранее совершенно непонятных, теперь можно объяснить, исходя из этой новой теории сезонного роста высокотоксичных цианобактерий, что повторялся год за годом. Однако эта теория еще ждет своего решающего подтверждения. Одна из трудностей состоит в том, что очень трудно найти прямые доказательства (следы) токсичных агентов спустя 47 миллионов лет после их зловредного действия.

Did death-dealing cyanobacteria cause the mass deaths of Messel? - Innovations Report