статья Кембрийская коллективизация

Максим Борисов, 13.10.2008
Окаменелость, демонстрирующая коллективное поведение древнейших членистоногих. Фото Дерека Сиветера с сайта www.ox.ac.uk

Уникальная окаменелость, обнаруженная в юго-западной китайской провинции Юньнань и проанализированная британскими и китайскими палеонтологами из Оксфордского, Лестерского и Юньнаньского университетов (Oxford University, University of Leicester and Yunnan University), указывает на то, что уже 525 миллионов лет назад морские животные в древних океанах Земли были способны демонстрировать ярко выраженное коллективное поведение, собираясь в одном месте для последующей миграции. Соответствующая статья (Hou et al. Collective Behavior in an Early Cambrian Arthropod) опубликована 10 октября в журнале Science.

Ископаемые свидетельства стадного поведения животных вообще чрезвычайно редки. А особенно удивительно в данном случае то, что речь идет о времени, соответствующем лишь началу "кембрийского взрыва" - то есть одному из самых ранних появлений достаточно сложных организмов в истории изучения ископаемых. И уже тогда эти животные, оказывается, демонстрировали довольно сложное социальное поведение.

"Окаменелости представляют собой креветкоподобных животных с сегментированными телами, снабженными щитками, которые очень похожи на уже известных нам членистоногих (Arthropoda), существовавших в кембрийских морях, - пояснил один из соавторов статьи профессор Дерек Сиветер (Derek Siveter) из Музея естествознания при Оксфордском университете (Oxford University Museum of Natural History) и факультета земных наук вышеозначенного учреждения. - Уникальным в окаменелостях Юньнаня можно считать то, что отдельные животные сцепились вместе и образовали протяженную цепочку".

На первый взгляд, подобные цепочки (из более чем 20 особей) могли формироваться в репродуктивных целях или же отражать какую-то важную стадию в жизненном цикле животных, однако ничего подобного у современных ракообразных выявлено не было. Нормально питаться при таком построении им также не удастся. Поэтому научная группа сочла весь этот "хоровод", состоящий из двухсантиметровых животных, проявлением миграционной активности (возможно, позволяющей в какой-то мере противостоять хищникам). Подобное поведение свойственно современным омарам, так же объединяющимся в протяженные "поезда", когда позади идущее животное касается своими антеннами хвоста идущего впереди.

Другие ученые, опрошенные журналистами New Scientist, согласны с тем, что "цепочка" представляет собой не отражение какой-то предсмертной агонии, а нормальное поведение животных той поры, связанное, вероятно, с миграцией. Теперь планируется создание компьютерной модели, которая, возможно, объяснит смысл построения, запечатленного в окаменелости.

Unique fossils capture 'Cambrian migration' - University of Oxford