статья Религиозная чистота породила болезни

Максим Борисов, 15.11.2006

Окрестности Кумрана (северо-западный берег Мертвого моря в Израиле). В верхней части черный треугольник указывает на тот утес, за которым прячется общественное отхожее место. Фото Univ. of North Carolina at Charlotte с сайта MSNBC

Недавние находки, сделанные биоархеологами в районе древнего еврейского поселения Кумран на северо-западном берегу Мертвого моря, подтверждают существование необычной общинной "уборной" - то есть выделенного места под открытым небом, что располагалось вдалеке от жилищ. Подобная практика полностью соответствует тем экстремальным правилам гигиены, что описаны в древних текстах. Парадокс, однако, в том, что религиозные предписания, которые по идее должны были способствовать процветанию народа, в данных обстоятельствах спровоцировали среди этих людей невероятный рост всяческих заболеваний, что приводило к очень высокой смертности.

Речь идет о ессеях (эссенах) - аскетичной древнееврейской секте, приверженцы которой проповедовали культ крайней религиозной чистоты и даже удалились в пустынное место в знак протеста против распущенности иерусалимского жречества - чтобы там, избегая соблазнов, готовить себя к решающей битве между Богом и Сатаной. В 1947-1956 гг. в развалинах поселения были сделаны удивительнейшие находки еврейско-арамейских текстов - так называемые свитки Мертвого моря (общее число рукописей и фрагментов приближается к тысяче, а датируются они от 250 г. до н.э. до 68 г. н.э.). Обнаруженные апокрифы, как бы дополняющие Ветхий Завет и сближающие его с учением Иисуса Христа, теперь хранятся в Иерусалиме. Особый интерес для истории религии представляют "Общинный устав", "Устав войны" ("Война сынов Света против сынов Тьмы") и "Благодарственные молитвы" ("Гимны"). История сенсационной находки и отношение к таким вещам богословов инспирировали специфическую "детективно-религиозную" струю в литературе и позже в кино, знаковым проявлением которой является нашумевший "Код да Винчи".

Впрочем, недавние археологические изыскания, выполненные уже специалистами из Израильского управления древностей (Israel Antiquities Authority), подвергли сомнению вполне укоренившееся среди ученых-библеистов мнение о мудрецах-ессеях как об авторах всех этих необычных рукописей. Большую известность получило транслированное многими СМИ утверждение о том, что жители древнего Кумрана на самом деле не имели никакого отношения к религиозной секте, а были простыми горшечниками. Свитки же в их "цеха" попали совершенно случайно, во время отступления иудеев из Иерусалима, захваченного римлянами. В так называемой "кумранистике" таким образом назревал очередной переворот.

Теперь же новые научные данные все возвращают на свои места: имеются, мягко говоря, более чем вещественные доказательства, говорящие о том, что участники древнейших "ночных дозоров" писали свои уставы не ради одного лишь красного словца и действительно свято выполняли все культовые предписания... Данное открытие также позволяет проследить интригующие взаимосвязи между строгой религиозной практикой секты и здоровьем этого небольшого сообщества.

В статье, которая будет опубликована в ближайшем выпуске (зима 2006/2007) журнала Revue de Qumran, международная группа исследователей сообщает о подтверждении так называемой "ессейской гипотезы" (Essene hypothesis) - существовании отдаленного участка, выделенного под уборную. Руководствуясь указаниями в древних источниках (включая собственно сами тексты кумранских свитков, а также записи историков римской эпохи (I века н.э.), касающиеся взаимоотношений с ессеями и их "экзотичной туалетной практики"), ученые наметили вероятное место отправления естественных надобностей древних сектантов, а затем провели анализ подповерхностных образцов почвы в этом районе.

Первоначальными архивными изысканиями занимался библеист из Университета Северной Каролины (University of North Carolina at Charlotte) Джеймс Тейбор (James Tabor). Он и предложил исследовать тот сектор за пределами кумранских руин, что выделен в наставлениях из двух свитков - "Военного" и "Храмового". Ведь в них содержится требование устраивать уборные на значительном расстоянии "к северо-западу от города", при этом необходимо было также обеспечить, чтобы это самое место было бы "не видно из города" (иногда для этого требовалось отходить до полутора километров). Собственно, еще Моисей (если судить по Торе) установил закон о военных лагерных стоянках, согласно которому предписывалось закапывать нечистоты вне лагеря (см. Второзаконие 23:12-13). И когда древний еврей шел в туалет, то брал с собой лопату или совок и после справления большой или малой нужды закапывал экскременты - вот эта древняя практика как раз и была восстановлена в Кумране. Посетив Кумран, Тейбор наметил для исследований участок приблизительно в полукилометре к северо-западу от поселения - это место было удачно защищено утесом. Ко всему прочему, Тейбор отметил, что почва в этом районе имела окраску, резко контрастирующую с другими почвами в окрестностях Кумрана - факт, который был впоследствии подтвержден с использованием аэрофотоснимков высокого разрешения. К тому же там до сих пор все как бы перепахано - грунт очень рыхлый, не то что на соседних участках.

Анализ указанного района, предпринятый израильским палеопатологом Джо Зайасом (Joe Zias) из Еврейского университета в Иерусалиме, который переслал извлеченные образцы во Францию - почвоведу-паразитологу Стефани Арте-Лайег (Stéphanie Harter-Lailheugue) из Антропологической лаборатории Национального центра научных исследований (Centre National de la Recherche Scientifique - CNRS) в Марселе, позволил выявить наличие там высушенных яиц от четырех различных паразитов и эмбриофоров, населяющих человеческий кишечник: Ascaris sp. (круглый глист, нематода), Taenia sp. (ленточный червь, солитер), Trichuris sp. (хлыстовик), а также Enterobius vermicularis (острица), ранее в условиях древнего Ближнего Востока не встречавшаяся. Образец почвы, взятый непосредственно с территории самого поселения, включал только яйца Dricrocoelium sp. - общего паразита многих копытных животных. Контрольные образцы от окружающих областей пустыни не содержали никаких паразитов, - ни человеческих, ни тех, что характерны для животных.

"Откровенно говоря, я был очень удивлен, - говорит Зайас. - Паразитолог, с которым я проконсультировался, сказал мне, что вероятность обнаружения чего-либо подобного должна быть нулевой. Конечно, находить следы паразитов - это обычное дело, если речь идет об уборной, но вот посреди пустыни... Впрочем, в экскрементах яйца паразитов могут ждать своего часа в течение тысяч лет. В районе Мертвого моря мы находим волосы и гребни с высушенными в сухом климате вшами". Выходит, найденный участок действительно служил когда-то туалетом. Наличие яиц паразитов в трех из четырех 100-граммовых образцов указывает на весьма интенсивное и непрерывное использование этого места в соответствующих целях.

Определенное беспокойство исследователей некоторое время было связано с тем, что область могла также служить уборной и для бедуинов, которые, как известно, тоже останавливались в этих местах. Однако антрополог, специализирующийся на бедуинах - профессор Ареф Абу-Рабия - разъяснил, что эти дети пустыни свои фекалии не закапывают, и поэтому те очень быстро высыхают на жарком солнце и превращаются в удобрения. В данном же случае экскременты должны были обязательно попасть в толщу земли, собственно, об этом и говорят древние манускрипты.

Особенно интересно то, что необычная ессейская практика, связанная с уборными, может послужить ключом для решения некоторых других археологических загадок Кумрана - в частности, речь идет о более чем тысяче найденных в тех местах захоронений, что принадлежат почти исключительно мужчинам.

"Кладбище в Кумране - это самое нездоровое место, которое я когда-либо видел за более чем 30 лет моих исследований, - поясняет Зайас. - Так, например, две тысячи лет назад в Иерихоне, что находится в 14 километрах к северу, случаи, когда взрослый мужчина умирал после 40 лет, составляли 49 процентов. А вот в Кумране процент людей, остававшихся в живых после 40 лет, падает до шести процентов - их было в восемь раз меньше! Все эти мужчины приходили к ессеям очень здоровыми - ведь они должны были еще предварительно пройти соответствующие испытания на выносливость. Вот эти-то отборные молодые люди почему-то сгорали как свечки (заметим, что сугубо мужское население и отсутствие стариков может также объясняться профессиональной ориентацией поселения или же наличием "вредного производства").

Загадка для Зайаса разрешилась тогда, когда он сопоставил практику заведения общественной уборной с навязчивым требованием обязательного использования для ритуального очищения после "всех этих дел" специальных водоемов - микв, устраиваемых при входе в поселение.

Представьте, что по 20-40 человек проходили ежедневно через этот "нечистый" участок и этот водоем на протяжении 100 лет. Закапывание в грунт фекалий фактически приводило к консервации микроорганизмов и паразитов. Под лучами солнца бактерии и паразиты погибают в течение очень короткого времени, а вот в почве паразиты могут жить годами. Прогулки по загрязненной фекалиями почве можно сравнить разве что с пребыванием на свалке с токсичными отходами, и стоит появиться порезам на ногах или руках, как болезнетворные микроорганизмы бросятся в атаку. Непременная практика омовения после туалета, помноженная на нехватку проточной воды (имеющаяся в распоряжении вода скапливалась в течение зимних месяцев), многократно усиливала вредоносность подобных "походов" - и микроорганизмы легко мигрировали от человека к человеку.

Ну а так как пребывание в Кумране в антисанитарных условиях приносило очевидный вред телу, то это могло питать религиозный пыл членов секты. "Они считали свои немощи божественным наказанием, обрушившимся на них из-за недостаточной чистоты, и стремились еще тщательнее очиститься". В результате влияния столь (прямо скажем) "приземленных" и самоубийственных факторов набожность ессеев естественным образом сочеталась с мистикой гностического толка, что и приводило к созданию необычных вероучений, унаследованных и переосмысленных позднее многими другими сектами, в том числе и ранними христианами.

Впрочем, один из самых энергичных противников "теории ессейского монастыря" - историк Норман Голб (Norman Golb) из Чикагского университета (University of Chicago) - в интервью MSNBC.com заявил о том, что новая работа Тейбора и Зайаса вовсе не доказывает, что именно ессеи жили и работали в Кумране. "Самое большее, что может показать недавнее обнаружение уборной, - это то, что живущие здесь люди практиковали определенную форму избавления от нечистот", - говорит Голб.

Источники:
Remote latrine reconfirms the presence of Essene sect at Qumran. Ancient parasites show that cleanliness may have been next to sickliness - University of North Carolina at Charlotte
Unearthed: ancient sect's extreme latrine. Toilet excavation could link site to Dead Sea Scrolls - Nature - News
Toilet tied to tale of Dead Sea Scrolls. 'Bioarchaeology' sheds light on earthy side of scriptural lore - MSNBC.com
Stringent religious purification proved lethal - Jerusalem Post
Toilet evidence links Dead Sea Scrolls to sect - The Seattle Times
A Humble Clue to the Scrolls - The New York Times

Ссылки:
Христос из Кумрана...? - Программа А. Гордона (архив)
Коллекция кумранских свитков обнаружена в Лондоне - "Свобода"
Старинные письмена и новые версии - "Известия" (перевод из The New York Times)
Согласно последним исследованиям, Свитки Мертвого моря происходят из Иерусалима - Православие.Ру
Израильские археологи установили происхождение "кумранских свитков"
Еврейская медицина в древности
Библейский идеал врачевателя
Лео Таксиль. Забавная Библия

Максим Борисов, 15.11.2006


новость Новости по теме