статья Тираннозаурус Кур

Максим Борисов, 25.04.2008
Скелет тираннозавра. Фото с сайта www.fortpeckpaleo.com

Американские исследователи нашли очень хорошее подтверждение теории, согласно которой птиц следует считать самыми близкими родственниками динозавров из всех ныне живущих форм. Молекулярный анализ, называемый также генетическим секвенированием (в ходе которого происходит выявление первичной структуры макромолекул), белков, извлеченных из 68-миллионолетних останков тираннозавра, подтвердил, что Tyrannosaurus rex по своему происхождению близок к курам, страусами и - в гораздо меньшей степени - аллигаторам.

Белки (протеины, полипептиды) - это высокомолекулярные органические вещества, состоящие из соединенных в цепочку пептидной связью аминокислот. В живых организмах аминокислотный состав белков определяется генетическим кодом, при синтезе в большинстве случаев используется 20 стандартных аминокислот. Множество их комбинаций дают большое разнообразие свойств молекул белков.

Подходящие для исследования белки удалось добыть из ископаемого бедра молодого динозавра, обнаруженного в 2003 году палеонтологом Джоном Хорнером (John Horner) из Музея Скалистых гор (Museum of the Rockies); сама кость была найдена в районе формации Хелл Крик (Hell Creek, переводят как "Адский ручей" или "Дьявольская бухта") - области между штатами Вайоминг и Монтана, чрезвычайно богатой останками ископаемых животных. Кость, которую пришлось разломить, чтобы извлечь из камня, содержала неповрежденную мягкую ткань и древнейшие из всех сохранившихся к настоящему времени белки (прежде такое считалось просто невозможным).

Результаты исследования, публикуемые 25 апреля в журнале Science, представляют собой первый пример использования данных молекулярного анализа для выявления филогенетической принадлежности "нептичьего" динозавра и правильного размещения его на общем эволюционном "древе жизни". С помощью компьютерной программы данные по динозавру сравнивались с соответствующими параметрами 21 живого организма.

"Наши результаты соответствуют предсказаниям, полученным прежде путем сравнительного анализа скелетов и общей анатомии ящеров. Тем самым у нас появилось первое молекулярное свидетельство правильности наших взглядов на эволюцию динозавров, - пояснил один из соавторов статьи в Science Крис Орган (Chris Organ) из Гарвардского университета (Harvard University). - Даже при том, что из останков T. rex нам удалось выделить всего лишь шесть пептидов - только 89 аминокислот - мы оказались в состоянии установить все интересовавшие нас взаимоотношения между видами."

"Изучение пептидных последовательностей окаменелости тираннозавра показывает, что новейшие методы молекулярной систематики хорошо согласуются с более традиционными методами таксономической классификации, основанной на морфологии форм", - заключил Пол Филмер (Paul Filmer) из Национального научного фонда (National Science Foundation - NSF), субсидировавшего эти исследования.

Genetic Sequencing of Protein from T. rex Bone Confirms Dinosaurs' Link to Birds