новость "Отец истории" оказался прав насчет этрусков

16.02.2007
Этрусский саркофаг из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н.э., музей Виллы Джулиа, Рим. С сайта ru.wikipedia.org

Одна из самых захватывающих и романтичных антропологических загадок - происхождение древней этрусской цивилизации - теперь, возможно, решена... в ходе генетических исследований крупного рогатого скота. Ученым удалось подтвердить, что родиной этрусков был Ближний Восток.

Тайна происхождения этрусков, населявших северо-запад Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э., еще до древнеримского владычества, будоражила умы археологов, генетиков и лингвистов многие столетия. А само государство этрусков просуществовало с VIII в. до н.э. до конца IV в. до н.э., пока этот народ не был окончательно ассимилирован римлянами.

Теперь итальянские ученые, руководимые Марко Пеллеккья (Marco Pellecchia) из Католического университета Святого Сердца (Universita Cattolica del Sacro Cuore - UCSC) в Пьяченце, обнаружили, что почти 60% митохондриальной ДНК (mtDNA, мтДНК) у тосканских коров (в Северной Италии) совпадает по своему составу с митохондриями этого же вида парнокопытных, разводимых на Ближнем Востоке, особенно в Анатолии (азиатская часть Турции). При этом столь явного генетического сходства между коровами на севере и юге Италии не наблюдается. Митохондриальная ДНК (содержащаяся не в ядрах, а в митохондриях - самовоспроизводящихся полуавтономных органеллах клетки, имеющих собственный геном) представляет собой уникальный носитель генетической информации, передаваемой исключительно по женской линии вместе с яйцеклеткой (избегая "перемешивания", т.е. рекомбинации мужских и женских хромосом), чем широко пользуются в ходе подобных исследований, выявляющих степень родства между людьми или популяциями животных одного вида (публикация - "The mystery of Etruscan origins: novel clues from Bos taurus mitochondrial DNA" - в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences).

Науке известно, что этруски были искусными мореплавателями, при этом никаких этрусских следов между территориями Турции и Италии не обнаружено, а язык этого народа к семье индоевропейских языков не принадлежал. Все это и позволило сделать заключение, согласно которому первые этруски вместе со своим скотом прибыли на Апеннины морем с Ближнего Востока.

Таким образом получает подтверждение версия древнегреческого "отца истории" Геродота, который в V веке до н.э. изложил легенду о прибытии этрусков в Этрурию из Лидии (нынешняя Анатолия). О том же самом говорили Фукидид и Сенека.

On the origin of the Etruscan civilisation - New Scientist