статья Как динозавры стали вегетарианцами

Максим Борисов, 25.10.2008

Небольшая окаменелость молодого динозавра способна оказать помощь в раскрытии важнейших тайн эволюции растительноядных ящеров.

Один из самых мелких черепов динозавров, известных науке, был идентифицирован и описан англо-американской группой палеонтологов из Лондона, Кембриджа и Чикаго. Хорошо сохранившиеся зубы гетеродонтозавра (Heterodontosaurus) заставляют предположить, что для него была характерна так называемая случайная всеядность: то есть его диета состояла в основном из растений, однако при случае этот "малютка" не брезговал мелкими животными и насекомыми. Общая длина реконструированного черепа составила 4,5 сантиметра. Весь динозавр-подросток весил приблизительно 200 граммов, его длина равнялась примерно полуметру, тогда как взрослые особи достигали метровой длины и веса в 2-3 килограмма - их сравнивают с современными индейками.

В выпуске Journal of Vertebrate Paleontology ("Журнала палеонтологии позвоночных") исследователи приводят важнейшие результаты изучения черепа, показывающие, как динозавры из семейства птицетазовых (Ornithischia), которое включает в себя гетеродонтозавров, эволюционировали от хищников к травоядным.

Напомним, что помимо птицетазовых существовал еще один основной отряд динозавров - ящеротазовые (Saurischia). Между собой эти отряды отличаются (как ясно из названия) формой костей таза. Для птицетазовых, как и для птиц, характерно наличие длинного отростка, направленного практически параллельно седалищной кости, а у ящеротазовых, как и у большинства рептилий, лобковая и седалищная кости расходятся под значительным углом. Все птицетазовые динозавры предпочитали растительную диету, тогда как среди ящеротазовых попадались как хищники, так и вегетарианцы. Примером первых служат утконосые динозавры (гадрозавры), рогатые динозавры (цератопсы), стегозавры, игуанодоны, а вторые известны по гигантским (длиной до 25 метров) растительноядным зауроподам и чудовищным двуногим хищникам вроде тираннозавров. Нужно отметить, что птицы на самом деле произошли вовсе не от птицетазовых динозавров, как можно было бы подумать, а от ящеротазовых (таз птичьего типа развился у них совершенно независимо и гораздо позже).

Детальный анализ окаменелостей позволил выявить общий набор признаков, характерный для обоих отрядов динозавров, произошедших от одного общего предкового вида. Так, многие ранние представители как ящеротазовых, так и птицетазовых были двуногими, и лишь их отдаленные потомки вновь встали на четыре ноги. Гетеродонтозавры, жившие на Земле во времена раннего юрского периода (приблизительно 190 миллионов лет назад) в Южной Африке, также были двуногими. Поскольку окаменелости гетеродонтозавров попадаются редко, изучены они гораздо хуже, чем более поздние и более многочисленные группы динозавров. До сих пор было известно лишь о двух хорошо сохранившихся окаменелостях гетеродонтозавров, причем обе они принадлежали взрослым особям из Южной Африки. Были сведения о том, что череп юного гетеродонтозавра можно отыскать в коллекции южноафриканского музея, однако никто никогда его не описывал.

"Вероятно, все динозавры когда-то произошли от хищников, - пояснила Лора Порро (Laura Porro) из Чикагского университета (University of Chicago), один из соавторов нынешнего исследования. - Так как гетеродонтозавры принадлежат к числу древнейших динозавров, приспособившихся к растительной пище, они несут в себе некоторые атавистичные, переходные черты между плотоядными предками и более развитыми и уже полностью травоядными потомками. Череп юного представителя гетеродонтозавров однозначно указывает на то, что эти динозавры находились посреди переходного периода".

Порро работала над докторской диссертацией под наблюдением Дэвида Нормана (David Norman) из Кембриджского университета (University of Cambridge), еще одного соавтора данного исследования. В ходе своей исследовательской работы Порро посетила Южноафриканский музей Изико в Кейптауне (Iziko Museums of Cape Town) для исследования окаменелостей взрослых существ. Когда она там работала, то получила заодно разрешение на осмотр других музейных коллекций и в ящиках с экспедиционными материалами 1960-х годов отыскала еще две окаменелости гетеродонтозавров, включая частично сохранившийся череп гетеродонтозавра-подростка.

"Важность этого открытия заключается в том, что мы впервые получили возможность проследить за изменениями в черепе гетеродонтозавра по мере его роста, - пояснил ведущий автор исследования Ричард Батлер (Richard Butler) из лондонского Музея естествознания (Natural History Museum). - У молодых гетеродонтозавров в отличие от взрослых особей были относительно крупные глаза и короткая морда. Подобные различия характерны, например, для современных собак и их щенков".

Гетеродонтозавр. Реконструкция. Natural History Museum с сайта www.cosmosmagazine.com Само название "гетеродонтозавры" в переводе означает "разнозубые ящеры"; они отличаются необычной комбинацией зубов: имеются как большие "клыки" впереди челюстей, так и что-то вроде коренных "жевательных" зубов позади них. При этом у большинства рептилий зубы, идущие вдоль челюсти, не имеют столь радикальных отличий.

Причудливый набор зубов гетеродонтозавров в свое время вызвал в среде палеонтологов споры, касающиеся их диеты. Некоторые ученые считали, что гетеродонтозавровы были всеядными существами, использовавшими зубы разной формы для поедания как растительной пищи, так и мелких животных. Другие утверждали, что гетеродонтозавры были исключительно травоядными, а "клыки" встречались лишь у самцов и служили для "турнирных" целей - с их помощью особи мужского пола решали свои территориальные споры и боролись за самок (подобное поведение нам знакомо на примере современных оленей). Порро и ее коллегам удалось показать, что подростковая окаменелость содержит уже полностью сформировавшийся набор зубов обоих типов, тем самым они и решили спор в пользу первой версии.

"Тот факт, что "клыки" обнаруживаются на столь ранней стадии развития животного, свидетельствует о том, что их наличие не может носить характер полового диморфизма, поскольку такие признаки имеют тенденцию появляться на поздней стадии взросления", - объясняет Батлер. Таким образом теперь исследователи склоняются к мысли, что "клыки" использовались для защиты от хищников или же для того, чтобы разнообразить преимущественно растительную диету за счет попадавших иногда "на зуб" мелких животных - маленьких млекопитающих, рептилий и насекомых. Такую тактику авторы предпочитают называть "окказиональной (случайной) всеядностью" ("occasional omnivory").

Описываемая работа не только позволила отыскать ответы на ранее поставленные вопросы, но и столкнула ученых с новыми загадками. Так, при изучении окаменелостей с помощью рентгеноскопии и компьютерной томографии Порро выявила отсутствие некоторых зубов в черепах взрослых и юных представителей гетеродонтозавров. А это весьма странно, поскольку большинство рептилий (включая ныне живущих крокодилов и ящериц) в ходе своей жизни постоянно меняют постепенно стачивающиеся зубы, чтобы всегда иметь наготове молодые и острые. Все это справедливо и для динозавров. С другой стороны, большинство млекопитающих меняет свои зубы лишь один раз в жизни, что позволяет осуществить им точную подгонку зубов верхних и нижних челюстей.

Гетеродонтозавры в этом смысле опять же (как и в случае с наличием двух типов специализированных зубов) оказались больше подобны млекопитающим, чем ящерам. Ведь замена их зубов шла довольно медленно, если вообще происходила, и столь длительное развитие зубов позволяло лучше "подстраивать" один зуб к другому.

Tiny juvenile dinosaur fossil sheds light on evolution of plant eaters - University of Chicago Medical Center