статья Удовольствие от санкций

Владимир Абаринов, 25.04.2003
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

Программа "Нефть в обмен на продовольствие", действующая с 1996 года, была приостановлена 17 марта этого года, за три дня до начала военных действий в Ираке. Однако вскоре, 28 марта, Совет Безопасности поручил генеральному секретарю ООН Кофи Аннану выбрать из контрактов, заключенных прежним иракским режимом и уже одобренных Комитетом ООН по санкциям, те, которые служат удовлетворению первостепенных нужд иракского народа. Соответствующие полномочия генсека были предоставлены на 45 дней, которые истекают 12 мая. Вчера, 24 апреля, Совбез единогласно высказался за продление этих полномочий до 3 июня. На заседании СБ распорядитель программы "Нефть в обмен на продовольствие" Бенон Севан сообщил, что из контрактов на общую сумму около 16 миллиардов долларов эксперты ООН отобрали на 450 миллионов гуманитарных поставок, которые могут быть реализованы до 12 мая. Теперь, с продлением полномочий Кофи Аннана, иракский народ получит товаров еще на 150 миллионов. На том и порешили.

Решение это – паллиатив, ни в коей мере не затрагивающий главной проблемы: снятия санкций с Ирака. Дата 3 июня взялась не с потолка. Программа "Нефть в обмен на продовольствие" была приостановлена 17 марта, за три дня до начала боевых действий в Ираке. Каждые полгода Совет Безопасности продлевает действие программы на следующие шесть месяцев. Очередная дата истечения срока действия программы – как раз 3 июня. Ясно, что с программой, придуманной для того, чтобы облегчить простым иракцам бремя санкций, надо что-то делать. Лучше всего было бы вообще снять с Ирака все санкции. Но это слишком просто для любомудров от дипломатии. Как снять? Да ведь в резолюциях написано, что снять санкции можно только после того, как инспектора ООН доложат, что в Ираке нет оружия массового уничтожения. Вот пусть теперь инспектора поедут и все как следует проверят.

Логика поразительная. Санкции вводились против режима Саддама Хусейна. Все эти годы сторонники отмены санкций твердили, что от них страдает прежде всего иракский народ. А теперь, когда Саддама нет, а народ остался и страдает по-прежнему, те же самые страны, и прежде всего Россия, говорят, что санкции отменять нельзя! Вот и вся лицемерная забота о многострадальном иракском народе. Москве, Парижу и Пекину хотелось и санкции отменить, и Саддама сохранить. И немудрено: Россия была главным торговым партнером Ирака, она заработала на программе "Нефть в обмен на продовольствие" 7,3 миллиарда долларов; доходы Франции (третье место после Египта) составили 3,7 миллиарда, Китая – около трех.

Франция, которой надо как-то восстанавливать вконец испорченные отношения с США, опомнилась первой. Французский посол Жан-Марк де ла Саблиер предложил во вторник снять большую часть санкций. Париж, таким образом, поддержал президента Буша, который на прошлой неделе призвал Совет отказаться от режима санкций в полном объеме. Однако что-то все же помешало французам полностью согласиться с американцами.

Еще причудливей позиция миролюбивого блока относительно инспекций. С одной стороны, эти страны уверены, что у Саддама не было никакого оружия массового уничтожения и что американцы ничего не найдут (один журналист остроумно сказал: эта война закончится раньше, чем найдут предлог для ее), а с другой – требуют послать в Ирак инспекторов. Зачем? На эту тему существует бредовая версия: американцы, мол, могут "подбросить" оружие. Отчего до сих пор не подбросили, авторы версии не объясняют. Требование продолжения инспекций ничуть не мешает обвинять американцев в том, что они использовали фальшивый casus belli. Видимо, инспекторов надо послать именно для того, чтобы доказать коварство Вашингтона. А когда оно будет доказано, следует, видимо, вежливо извиниться перед Саддамом, поставить на место его памятники и вернуть ему власть.

Как бы то ни было, вопрос санкций должен быть решен в ближайшие недели. Он не такой уж и простой. В Ираке пока что нет легитимного правительства, поэтому совершенно непонятно, кто и на каком основании будет распоряжаться иракским нефтяным экспортом. Администрация США не раз заявляла, что иракская нефть – достояние иракского народа. Но народ не юридическое лицо, с которым могут заключать сделки иностранные компании. Всего вероятнее, США будут добиваться признания Советом Безопасности полномочий нынешней временной гражданской администрации под руководством Джея Гарнера. При этом в резолюции СБ будет зафиксирован срок истечения его полномочий, который одновременно будет сроком вступления в должность национального иракского переходного правительства.

Владимир Абаринов, 25.04.2003


новость Новости по теме