статья Ирак пятится назад

Борис Соколов, 07.04.2003
Фото АР

Фото АР

В Багдаде, взятом войсками коалиции в плотное кольцо, завязались бои. И ряд признаков указывает на то, что взятие города вряд ли продлится долго - дело может быть закончено уже через пару недель. Такой вывод напрашивается, если придавать основное значение не противоречивым данным, поступающим от представителей воюющих сторон, а более объективным источникам информации. Присмотримся к телевизионной картинке, которую выдают операторы по обе стороны фронта. Характерно, что зрителям покак ни разу не довелось видеть, как американские саперы перекидывают понтонный мост через большой противотанковый ров, вырытый иракцами, чтобы затруднить продвижение противника, или как те же саперы разминируют минные поля, оставленные отступающим неприятелем. Все эти заграждения легко можно было бы возвести и в южных районах Ирака, первыми попавшими под удар, но даже под Багдадом, судя по всему, подобных элементарных оборонительных мер предпринято не было. И тот же багдадский аэропорт перешел под контроль американцев с неповрежденными взлетными полосами, раз уже со вчерашнего дня там благополучно приземляются воздушные гиганты С-130. Хотя привести взлетные полосы в полную негодность иракцы смело могли бы еще в первый день войны: ведь шансов использовать аэропорт в своих целях, учитывая абсолютное господство союзников в воздухе, у ВВС Ирака изначально не было никаких. Да и в самом Багдаде из всех укреплений телекамеры показывают нам только мешки с песком, защищающие лишь от пуль и осколков, но не от танков или серьезного артиллерийского обстрела. Между тем в таком большом городе вполне можно было бы оборудовать долговременные огневые точки в подвалах, да и заодно показать парочку по телевидению – для острастки противника. Чувствуется, что по-настоящему Багдад к уличным боям так и не подготовили. Не видно ни укрытых или закопанных в землю танков, ни огневых позиций.

Все это свидетельствует о том, что иракская армия не обладает необходимым уровнем организации и управления и потому не в состоянии организовать даже самые элементарные оборонительные мероприятия. И дело тут далеко не только в англо-американских бомбардировках, нарушивших линии связи. Большинство этих мероприятий можно и нужно было осуществить еще до начала войны.

Уличный бой требует на самом деле гораздо больше искусства, чем простая оборона в поле. Обычно как со стороны наступающих, так и со стороны обороняющихся его ведут мобильные штурмовые группы, члены которых должны хорошо знать топографию города и уметь быстро принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях. Замечу, кстати, что в Сталинграде эту тактику наши бойцы переняли у немцев. Не уверен, что иракские военные имеют достаточный уровень подготовки, чтобы применять тактику штурмовых групп, которая только и эффективна в уличных боях.

Что касается химического оружия, то его применить не так уж просто. Требуются специальные снаряды, хранить которые на передовой гораздо сложнее, чем обычные. Не факт, что даже при наличии такого оружия у иракцев хватит персонала, умеющего с ним квалифицировано обращаться. Тем более что теперь, когда американские силы сконцентрированы в багдадских пригородах, любое применение химического оружия наверняка приведет к массовым жертвам прежде всего среди жителей Багдада. Сам Саддам на такое еще мог бы пойти, но согласятся ли на это его генералы, которым наверняка очень хочется жить?

Вообще в нынешней войне пока что иракцы воюют ничуть не лучше того, как египтяне и сирийцы сражались против израильтян в 1967 и 1973 годах. Нет никаких оснований полагать, что иракская армия боеспособнее египетской или сирийской. Сегодня же Ирак, лишенный поставок вооружения, находится в худшем положении, чем Египет и Сирия в 1973 году. А они, напомню, потерпели практически полное поражение всего за две недели, хоть и напали первыми. Если Ирак и продержится чуть больше, то только за счет того, что такой крупный город как Багдад требует для своего захвата не меньше недели.

Также нет признаков, что иракские войска воюют против коалиции сколько-нибудь эффективно. Большая часть потерь союзников, едва превысивших 100 человек погибшими, по-прежнему приходится на "дружественный огонь" и несчастные случаи, а примерно десятая часть - на действия террористов-смертников. Последние, однако, вряд ли станут серьезным фактором в этой войне. И сомнительно, что иракцы вдруг начнут завтра ожесточенно драться за каждый дом в Багдаде, если они до сих пор не делали этого в других местах.

Борис Соколов, 07.04.2003