Ирак пятится назад
В Багдаде, взятом войсками коалиции в плотное кольцо, завязались бои. И ряд признаков указывает на то, что взятие города вряд ли продлится долго - дело может быть закончено уже через пару недель. Такой вывод напрашивается, если придавать основное значение не противоречивым данным, поступающим от представителей воюющих сторон, а более объективным источникам информации. Присмотримся к телевизионной картинке, которую выдают операторы по обе стороны фронта. Характерно, что зрителям покак ни разу не довелось видеть, как американские саперы перекидывают понтонный мост через большой противотанковый ров, вырытый иракцами, чтобы затруднить продвижение противника, или как те же саперы разминируют минные поля, оставленные отступающим неприятелем. Все эти заграждения легко можно было бы возвести и в южных районах Ирака, первыми попавшими под удар, но даже под Багдадом, судя по всему, подобных элементарных оборонительных мер предпринято не было. И тот же багдадский аэропорт перешел под контроль американцев с неповрежденными взлетными полосами, раз уже со вчерашнего дня там благополучно приземляются воздушные гиганты С-130. Хотя привести взлетные полосы в полную негодность иракцы смело могли бы еще в первый день войны: ведь шансов использовать аэропорт в своих целях, учитывая абсолютное господство союзников в воздухе, у ВВС Ирака изначально не было никаких. Да и в самом Багдаде из всех укреплений телекамеры показывают нам только мешки с песком, защищающие лишь от пуль и осколков, но не от танков или серьезного артиллерийского обстрела. Между тем в таком большом городе вполне можно было бы оборудовать долговременные огневые точки в подвалах, да и заодно показать парочку по телевидению – для острастки противника. Чувствуется, что по-настоящему Багдад к уличным боям так и не подготовили. Не видно ни укрытых или закопанных в землю танков, ни огневых позиций.
Все это свидетельствует о том, что иракская армия не обладает необходимым уровнем организации и управления и потому не в состоянии организовать даже самые элементарные оборонительные мероприятия. И дело тут далеко не только в англо-американских бомбардировках, нарушивших линии связи. Большинство этих мероприятий можно и нужно было осуществить еще до начала войны.
Уличный бой требует на самом деле гораздо больше искусства, чем простая оборона в поле. Обычно как со стороны наступающих, так и со стороны обороняющихся его ведут мобильные штурмовые группы, члены которых должны хорошо знать топографию города и уметь быстро принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях. Замечу, кстати, что в Сталинграде эту тактику наши бойцы переняли у немцев. Не уверен, что иракские военные имеют достаточный уровень подготовки, чтобы применять тактику штурмовых групп, которая только и эффективна в уличных боях.
Что касается химического оружия, то его применить не так уж просто. Требуются специальные снаряды, хранить которые на передовой гораздо сложнее, чем обычные. Не факт, что даже при наличии такого оружия у иракцев хватит персонала, умеющего с ним квалифицировано обращаться. Тем более что теперь, когда американские силы сконцентрированы в багдадских пригородах, любое применение химического оружия наверняка приведет к массовым жертвам прежде всего среди жителей Багдада. Сам Саддам на такое еще мог бы пойти, но согласятся ли на это его генералы, которым наверняка очень хочется жить?
Вообще в нынешней войне пока что иракцы воюют ничуть не лучше того, как египтяне и сирийцы сражались против израильтян в 1967 и 1973 годах. Нет никаких оснований полагать, что иракская армия боеспособнее египетской или сирийской. Сегодня же Ирак, лишенный поставок вооружения, находится в худшем положении, чем Египет и Сирия в 1973 году. А они, напомню, потерпели практически полное поражение всего за две недели, хоть и напали первыми. Если Ирак и продержится чуть больше, то только за счет того, что такой крупный город как Багдад требует для своего захвата не меньше недели.
Также нет признаков, что иракские войска воюют против коалиции сколько-нибудь эффективно. Большая часть потерь союзников, едва превысивших 100 человек погибшими, по-прежнему приходится на "дружественный огонь" и несчастные случаи, а примерно десятая часть - на действия террористов-смертников. Последние, однако, вряд ли станут серьезным фактором в этой войне. И сомнительно, что иракцы вдруг начнут завтра ожесточенно драться за каждый дом в Багдаде, если они до сих пор не делали этого в других местах.
Статьи по теме
В багдадском правительстве грядут перестановки
Временная гражданская администрация Ирака готова приступить к работе, не дожидаясь окончания военных действий. Американцы намерены поступить с государственными структурами в соответствии со своей пословицей: "Не сломано – не чини". Основные министерства будут сохранены, но на первых порах возглавлять их будут американцы. Когда иракские ведомства перейдут под контроль самих иракцев, в Вашингтоне еще не решили.
Подробности в статье Владимира Абаринова.
Ирак пятится назад
Представители саддамовского режима энергично опровергают сообщения о том, что американские войска ведут бои в Багдаде. А ведь, казалось бы, все идет согласно "кутузовскому" плану иракских стратегов - еще недавно они грозились заманить американскую армию в свою столицу и уничтожить оккупантов в уличных боях. Но похоже, что с уличными боями у саддамовского воинства ладится не лучше, чем с прочими видами боевых действий.
Читайте комментарий Бориса Соколова.
Зеленое сало, или Постмодернизм Саддама
Происходящее в Ираке у нас объясняют как угодно, лишь бы не принимать объяснения тех, кто начал войну. А между тем там действительно защищаются фундаментальные ценности иудео-христианской цивилизации, уничтожается режим, паразитирующий на этой цивилизации и ей же угрожающий. Обозреватель Граней.Ру Дмитрий Шушарин усматривает сущностные параллели между эклектической идеологией саддамовской диктатуры и мировоззрением тех европейцев и россиян, которые особенно энергично выступают против войны в Ираке. Хусейн, Ле Пен и Проханов сошлись на зыбкой почве постмодернизма.
С победителями не ссорятся
Меж тем как американские войска ведут бои на ближних подступах к Багдаду, российское руководство все громче и отчетливее заявляет, что, собственно говоря, не имеет ничего против военной победы США и ликвидации режима Саддама Хусейна. Оказывается, мы с американцами прежде всего партнеры по антитеррористической коалиции и внешнеэкономическим связям и никакие мелкие разногласия не должны эту гармонию нарушать. В общем, "Друзья! к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум..."
Спасти рядового Джессику
Багдадский режим, показав по телевидению пятерых пленных и заверив мир в том, что он намерен неукоснительно соблюдать положения Женевских конвенций, отвечает отказом на просьбы Международного комитета Красного Креста о доступе к узникам. Американским солдатам, оказавшимся в лапах озверевшего врага, остается уповать лишь на чудо. Чудесное спасение, как и полагается, приходит с неба – в облике американских коммандос, в ходе спецоперации вырвавшим из саддамовского застенка 19-летнюю Джессику Линч.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Победа будет за ними
Отечественные наблюдатели любят предрекать крах военных операций, проводимых войсками США. В Югославии и Афганистане их мрачно-оптимистические прогнозы не оправдались. С тем большим увлечением они сегодня рассуждают о неудаче американского блицкрига в Ираке, о том, как самонадеянные янки неминуемо увязнут в пустынях Междуречья. Но планировался ли блицкриг на самом деле?
Ход иракской войны анализирует военный историк Борис Соколов.
Изменник наказан увольнением с работы
"В США увольняют за правду о войне". Этот заголовок из английской Daily Mirror дружно подхвачен российскими СМИ. Действительно, американский репортер Питер Арнетт уволен из телекомпании NBC за интервью иракскому телевидению, явно отвечающее пропагандистским нуждам саддамовского режима. Проблема политической лояльности журналистов горячо обсуждалась в России три с лишним года назад - в связи с "делом" Андрея Бабицкого. В Америке она тоже по-своему актуальна. Впрочем, там никому не пришло в голову бросать г-на Арнетта в кутузку, а затем насильно передавать его "федаинам Саддама" в обмен на союзных военнопленных...
О том, что на самом деле произошло с Питером Арнеттом, рассказывает Владимир Абаринов (Вашингтон).
Вязкое месиво гуманизма
Для мироощущения российского интеллигента весна 2003 года несет с собой такое же тяжкое испытание, как осень 1993-го. Тогда человеколюбие и уважение к писаному праву мешало многим смириться с танковым обстрелом Белого дома - несмотря на осознание всей опасности коммуно-фашистского мятежа в столице. Сейчас те же чувства не позволяют им одобрить войну, которую ведут США и их союзники за уничтожение опасного для мира режима Саддама Хусейна. Эти сомнения испытывает и обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн.
Работа адова будет сделана и делается уже
Силы коалиции воюют в Ираке всего вторую неделю, а пресса, в том числе и американская, уже полна утверждений о том, что война затягивается, надежды на блицкриг не оправдались и план кампании рухнул. Видимо, по мнению этих сивилл, война с государством размером больше Германии и с 300-тысячной армией, располагающей химическим и биологическим оружием, должна была закончиться за трое суток. Между тем министр обороны Дональд Рамсфелд в ответ на критику призывает не торопиться с подведением итогов операции.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Хочешь мира - готовься к миру
Организация Объединенных Наций готовится к крупнейшей в своей истории гуманитарной операции. Гражданское население территорий Ирака, перешедших под контроль сил анттисаддамовской коалиции, остро нуждается в продовольствии, медикаментах и даже питьевой воде. Пока члены Совета Безопасности работают над проектом резолюции, а генеральный секретарь ООН взывает к странам-донорам, в южный Ирак уже прибыли первые гуманитарные конвои. Война в Ираке еще далеко не окончена, но вопросы послевоенного устройства страны обсуждаются все более заинтересованно.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Говорит и показывает война
Сказавший, что первой на войне гибнет правда, все-таки ошибался. Она не умирает, но ее становится очень много. Огромное зеркало, чистосердечно отражающее реальность, рассыпается на тысячи осколков, и миллионы зрителей раскладывают истину как паззл на своих телеэкранах.
В чем суть телевизионных образов иракской войны и как мыслят этими образами зрители, близкие к политике и далекие от нее? Свой ответ на эти вопросы дает обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн.
Саддам и его информационная коалиция
Америка проигрывает информационную войну режиму Саддама Хусейна. Багдадский агитпроп мастерски использует объективность свободной прессы и ее технологическую продвинутость. В то же время иракские народные массы недосягаемы для психологической обработки извне – таково парадоксальное преимущество тоталитарного режима с отсталой информационной инфраструктурой. Между тем в интернациональном медиа-пространстве у Саддама есть вольные и невольные союзники.
Читайте полемическую статью Владимира Абаринова (Вашингтон).
Остановки в пустыне
На пятый день войны в Ираке очевидно, что несмотря на безусловное военно-техническое превосходство сил США и их союзников, о легкой прогулке до Багдада говорить не приходится - многие иракские части оказывают упорное сопротивление, войска коалиции несут потери. Некоторые российские наблюдатели, в особенности носители генеральских погон и лампасов, не без злорадства утверждают, что теперь заносчивые американцы увязнут в иракских песках. Между тем пентагоновские реляции по-прежнему полны оптимизма. Свою оценку и прогноз хода войны и ее последствий дает обозреватель Граней.Ру, военный историк Борис Соколов.
Саддам дождался Гоморры
С первыми ударами "томагавков" по окрестностям Багдада стало ясно: диктаторский режим Саддама Хусейна практически уже не существует. Что же касается других последствий нынешней войны, как непосредственных, так и отдаленных, они далеко не столь однозначны. По убеждению обозревателя Граней.Ру Ильи Мильштейна, борьба с насилием посредством насилия подобна отсечению голов у мифической гидры. Зло, побежденное в Ираке, может проявиться в иных, не менее опасных для человечества формах.
"Иракская свобода" приходит с неба
"Мы придем в Ирак с уважением к его гражданам, - заявил президент Буш в обращении к нации в связи с началом боевых действий, - к их великой цивилизации и религиям, которые они исповедуют. У нас нет в Ираке никаких целей, кроме стремления ликвидировать угрозу и передать контроль над страной ее народу".
Подробности о начале операции "Иракская свобода" сообщает вашингтонский корреспондент Граней.Ру Владимир Абаринов.
Отмороженные назло Америке
Иракская война спровоцировала новую вспышку антиамериканизма на российских просторах. Тут изымают из проката американские фильмы, там грозятся не пускать заезжих янки в городские забегаловки. Даже власть, немало поспособствовавшая нагнетанию американофобии, решила немного осадить назад: президент Путин заметил, что не следует желать Соединенным Штатам поражения в войне. Но сердцу патриота не прикажешь...
Читайте статью Петра Гринева.