Ты как здесь оказался? - Стреляли...
Заваруха вокруг российской автоколонны, надумавшей покинуть Багдад в самый разгар боев за город, порождает множество вопросов. Наипервейший из них - что могло заставить дипломатов, рискуя жизнью, сняться с места, не ахти какого безопасного, но все же оснащенного бомбоубежищем и имеющего экстерриториальный статус? Это при том, что еще в субботу некий безымянный сотрудник МИД РФ заверил Интерфакс, что никто никуда из Багдада не уезжать не собирается, "посольство будет работать в штатном режиме". А к вечеру того же дня официальный представитель МИД Александр Яковенко объявляет об эвакуации большинства сотрудников посольства в Дамаск. На следующий день, в воскресенье, колонна трогается в путь и вскоре попадает под огонь. Пять человек получают ранения, один из них - тяжелое. Легко ранен и посол Владимир Титоренко. Прибыв на сирийско-иракскую границу, он уверенно заявил, что огонь по колонне вели американцы. Американская сторона пока ответственность за обстрел на себя не взяла, но расследование назначено.
Иракская столица находится сейчас в осаде, предпринимаются и попытки штурма. В такой ситуации открыть огонь по всему, что движется, могли любые вооруженные люди. На войне всякое бывает. Потому-то и не стоило затевать эвакуацию именно тогда, когда на улицах уже вовсю идет пальба. Однако дипломаты в сопровождении журналистов в дорогу отправились.
Конечно, вполне возможно, что посольство к тому моменту перестало казаться дипломатам надежным убежищем. И опасности на дороге виделись им не столь страшными, как риск пребывания под крышей миссии. Инцидент со стрельбой показал, насколько ошибочным было это решение.
А может быть, пуще страха в дорогу дипломатов погнала нужда? Например, возникла необходимость отправить в более надежное место часть какого-то груза, дипломатической почты, особо секретных документов. В российской прессе уже обсуждалась проблема архивов иракских спецслужб. Можно не сомневаться, эти архивы - настоящий кладезь для России и США. Агентура Саддама считается одной из самых разветвленных и активно действующих в арабском мире и за его пределами. Очевидна заинтересованность Вашингтона и Москвы и в конфиденциальных документах иракского МИДа, личной канцелярии диктатора. Иная бумажка за подписью Саддама может решить судьбу того или иного политического лидера в России, а то и целой партии, движения. В канун надвигающихся выборов за подобного рода документы не жалко заплатить любую цену.
Однако трудно допустить, что профессионально подготовленные сотрудники спецслужб (СВР и ГРУ), работающие под прикрытием дипмиссии, затянули эвакуацию важнейшего груза до последнего момента, подвергли задание угрозе провала. В любом случае, даже если в руки россиян документы попали в последний момент, куда безопаснее было хранить их в посольских сейфах. Разнести колонну в пух и прах могла крылатая ракета или авиабомба (сколько раз уже такое бывало - ошибочная атака на невоенный объект). Словом, риск был крайне велик, и неясно, что могло бы заставить российского посла поступить столь авантюрно.
Статьи по теме
Ты как здесь оказался? - Стреляли...
Опасные приключения российской дипколонны, направившейся в воскресенье из Багдада в Дамаск, рождают немало вопросов. Самый главный: что могло заставить дипломатов и журналистов покидать посольское бомбоубежище, когда в Багдаде и на подступах к нему уже гремели бои? Вряд ли дело тут в личных качествах посла Владимира Титоренко - среди наших дипломатов не так много тех, кому жизнь без риска как еда без соли. Но пуститься в столь опасный путь посла могли заставить и интересы "особой важности".
Подробности в комментарии Владлена Погосова.