статья Работа адова будет сделана и делается уже

Владимир Абаринов, 31.03.2003
Дональд Рамсфелд. Фото AFP

Дональд Рамсфелд. Фото AFP

В пятницу на своем очередном брифинге в оперативном штабе в Дохе представитель Центрального командования Вооруженных сил США бригадный генерал Винсент Брукс сказал, отвечая критикам, что на поле боя, конечно, всегда могут случиться неожиданности, но хороший план отличается от плохого именно своей гибкостью, позволяющей адаптировать его к изменчивой реальности. Однако в воскресенье стало известно о новой статье великого и ужасного разоблачителя вашингтонских тайн Сеймура Херша в очередном номере еженедельника New Yorker. Херш утверждает, что министр обороны Дональд Рамсфелд накануне вторжения по меньшей мере шесть раз отклонял предложение Центрального командования значительно увеличить численность сухопутной группировки. Херш цитирует не названного по имени штабиста, который говорит, что "Рамми хочет выиграть войну по дешевке". В итоге теперь ввиду упорного сопротивления противника в план вносятся спешные коррективы и принято решение увеличить группировку вдвое.

Статья Херша – не единственная на эту тему. В воскресенье вслед за "Нью-Йоркером" критический материал напечатала Washington Post. Переброска дополнительных войск в регион действительно началась и не может быть завершена до конца апреля. За спиной у наступающих войск действительно остаются очаги сопротивления, среди них – второй по величине после Багдада иракский город Басра с полуторамиллионным населением. Решающие сражения все еще впереди. Отсюда вывод: война продлится минимум до лета.

В воскресенье и командующий операцией генерал Томми Фрэнкс, и Рамсфелд отвечали на эти и аналогичные обвинения. Оба заявили, что по своему замыслу эта кампания не похожа ни на "Бурю в пустыне", ни на афганскую операцию и ее план предусматривает постоянное наращивание группировки по ходу боевых действий и по мере расширения зоны контроля. "Операция продолжается только девять дней, - сказал, среди прочего, Рамсфелд. – Подводить итоги как будто рановато".

Стоит добавить, что продвижение южной группировки на север остановила 24 марта, на шестой день операции (пятый день наземного наступления), песчаная буря, о приближении которой заблаговременно предупреждали метеорологи. К этому моменту части Корпуса морской пехоты форсировали Евфрат в районе Эн-Насирии и остановились на подступах к Багдаду, в 80 километрах от городских окраин. Третья пехотная дивизия, продвигаясь параллельным курсом по другому, западному берегу той же реки, 25 марта вступила в бой с иракскими войсками близ Эн-Наджафа, расположенного в 160 километрах от Багдада, разгромив и обратив в бегство противника. Этот бой остается пока самым серьезным сражением войны. После стремительного марш-броска и больших и малых столкновений с противником войска явно нуждались в передышке. Необходимо было также подтянуть к ударной группе тылы: ведь доставлять воюющим частям приходится не только боеприпасы и горючее, но и питьевую воду, линии снабжения растянулись на сотни километров и стали уязвимы (неслучайно из семерых захваченных в плен американцев пятеро принадлежат к тыловым службам; остальные двое – пилоты одного самолета).

Надо признать, что при всех эксцессах и неожиданностях силы вторжения максимально эффективно использовали дни, предшествовавшие песчаной буре, и остановились именно на том рубеже, на котором должна начаться битва за Багдад. С разгону и кондачка иракскую столицу явно не возьмешь - части Республиканской гвардии выдвинулись из города и образовали сплошное кольцо обороны. По этим позициям наносятся сейчас планомерные воздушные удары; в районе Кербелы в ближайшие дни ожидается генеральное сражение с гвардейцами Саддама - дивизией "Медина", прикрывающей одну из ведущих в столицу автомагистралей и получившей, как уверяет генерал Брукс, приказ применить химическое оружие. Следует также принять во внимание, что из 290 тысяч американских и британских военнослужащих, находящихся сейчас в зоне Залива, численность наземных частей составляет не более 100 тысяч человек, из которых в боевых действиях непосредственное участие принимает лишь половина; остальные заняты охраной конвоев снабжения и тыловыми операциями – чем более обширная территория переходит под контроль коалиции, тем больше сил требуется для обеспечения на ней порядка и безопасности.

На своем воскресном брифинге генерал Фрэнкс перечислил по пунктам военные успехи коалиции, отвечая "некоторым знатокам". Он заявил, что считает положение на фронтах "не просто приемлемым, а по-настоящему замечательным". Авиация союзников полностью господствует в воздухе, причем уже начала боевые вылеты с аэродромов на иракской территории. Единственный иракский порт на берегу Персидского залива, Умм-Каср, перешел под контроль американо-британских сил; сюда теперь можно беспрепятственно доставлять гуманитарные грузы, что уже и сделало на прошлой неделе британское судно. На севере страны уничтожена крупная база террористов, связанных с "Аль-Кайдой". В освобожденных районах население встречает войска пусть не хлебом-солью, но и без особой враждебности. Благодаря своевременно принятым мерам никакой гуманитарной катастрофы пока не наблюдается. Командной инфраструктуре режима нанесен серьезный ущерб – по словам Фрэнкса, у него нет достоверной информации, свидетельствующей о том, что правящая верхушка по-прежнему контролирует ситуацию. Население, заявил генерал, активно сотрудничает с войсками: в частности, в Эн-Насирии жители передали командирам списки членов местного отделения партии "Баас".

С населением, надо сказать, отношения складываются сложно. С одной стороны, оно потянулось к пунктам раздачи продовольствия и полевым лазаретам, составив в последних 70 процентов пациентов. С другой – после столкновений с переодетыми в гражданское платье федаинами солдаты относятся к мирным с виду жителям с понятной опаской. Британцы, раздавшие еду и воду людям, которые пришли из блокированной, но не взятой Басры, попытались было не пропускать обратно в город мужчин боеспособного возраста, но те возмущенно заявили, что в городе у них остались голодные семьи, и шлагбаум был поднят. Один из таких добытчиков с коробкой продуктов под мышкой, улыбаясь, говорил на днях в камеру ВВС, что он ненавидит американцев и англичан, а Саддам Хусейн – хороший человек. Понятное дело: ему предстояло возвращение под власть отчаянно сопротивляющихся саддамитов; не исключено, что и продукты он нес не семье, а солдатам гарнизона.

Простые иракцы все еще не уверены в неминуемом падении Саддама. Опыт войны 1991 года говорит им, что стороны могут заключить мир и людоедский режим, с Саддамом или без, останется у власти, в чем неустанно убеждает свой народ багдадская клика. Посильную лепту в эту идеологическую обработку вносит российское руководство, с завидным упорством твердящее о необходимости прекращения огня и разъединении сторон при помощи сил ООН. Сообщения о неких переговорах, которые будто бы ведут с союзниками отдельные члены иракского "ближнего круга" за спиной диктатора (если он еще дееспособен), и об их возможной амнистии тоже не способствуют полной ясности в этом вопросе. Главари Третьего рейха после смерти Гитлера были уверены, что назначение на его место гросс-адмирала Деница, не слишком запятнавшего себя военными преступлениями, позволит сохранить режим; даже Гиммлер надеялся сыграть видную роль в новой Германии и искренне не понимал, почему союзники не хотят и не могут иметь с ним дело. Но документом, определяющим цели союзников в той войне, была Атлантическая хартия, провозглашавшая условием мира полную и безоговорочную капитуляцию Германии. Лидеры нынешней коалиции ни на своем азорском саммите, ни позже такого заявления не сделали.

События последних дней говорят о том, что иракская хунта перешла Рубикон и ради призрачной надежды остаться на плаву теперь не остановится ни перед какими преступлениями. Она открыто угрожает США и Великобритании террором самоубийц, и не только на иракской территории. Гневным опровержениям, что она не расстреливает пленных, теперь грош цена. Во-первых, Багдад отказался допустить к пленным сотрудников Международного комитета Красного Креста. Во-вторых, получены ясные доказательства пыток, которым подвергаются пленные: труп морского пехотинца, найденный возле больницы в Эн-Насирии, изуродован, а в самой больнице обнаружены окровавленные лоскуты женского обмундирования и железная кровать, представляющая собой не что иное, как орудие пытки электрическим током.

Иракская пропаганда, в свою очередь, обвиняет коалицию в преднамеренных ударах по багдадским рынкам, которые привели к большому числу жертв среди гражданского населения. Вполне очевидно, что эти удары не могут быть выгодны союзникам ни с какой стороны. Независимые эксперты к местам взрывов не допущены, доказательств того, что это были американские "Томагавки", не представлено. Зато уж в том, кто дважды обстрелял ракетами Эль-Кувейт, сомневаться не приходится: китайскую маркировку этих ракет видел на своих экранах весь мир. Как не согласиться с Москвой, которая неустанно предупреждает об опасности выхода конфликта за пределы Ирака!

К сему добавим любопытные факты того, как откликаются за злобу дня мастера культуры. Нью-йоркская опера "Метрополитен" показала накануне войны премьеру вердиевского "Набукко", повествующего, как известно, о любви ассирийской принцессы и израильского дипломата и о бедах, обрушившихся на вавилонского царя Навуходоносора. Не отстает от виртуозов бельканто российский министр культуры Швыдкой. На днях он направил генеральному директору ЮНЕСКО Мацууре письмо с призывом принять меры по сохранению культурных ценностей Ирака и доложил о своем поступке президенту Путину, который полностью одобрил инициативу, подтверждающую его слова о том, что позицию Москвы в иракском вопросе определяют не только экономические интересы. О проблеме сохранения культурного наследия Ирака "Грани" писали еще в начале марта. Затем автор этих строк сделал большую программу на радио "Свобода", в которой были интервью крупнейших американских археологов и специалистов в соответствующей области международного права. Программа вышла в эфир в среду на прошлой неделе, а в четверг Швыдкой рассказал президенту и журналистам про свое письмо. Жаль только, что на аудиенции у президента г-н Швыдкой забыл рассказать, что американские археологи заблаговременно, еще в январе, встретились с чинами Пентагона, передали им подробную карту археологических объектов Ирака и добились издания оперативного приказа, возбраняющего нанесения ущерба этим объектам.

Владимир Абаринов, 31.03.2003


новость Новости по теме