статья Изменник наказан увольнением с работы

Владимир Абаринов, 01.04.2003
Питер Арнетт. Фото АР

Питер Арнетт. Фото АР

До середины XIX века европейское общество слабо представляло себе, что творится на передовой во время боевых действий. Первой войной, правда о которой дошла до широкой публики, стала Крымская. Тогда к английским войскам впервые были прикомандированы репортеры лондонских газет, самым наблюдательным, честным и талантливым из которых оказался корреспондент Times Уильям Говард Рассел. И тогда же публика впервые увидела изображения войны, полученные новоизобретенным способом фотографии. Их автором был другой англичанин, Роджер Фентон, который считается родоначальником профессии военного фоторепортера.

Но вот что интересно. Если настроенный критически Рассел в своих корреспонденциях описывал тяготы солдатской окопной жизни и ошибки командования, то Фентон был послан в Крым по настоянию принца-консорта Альберта именно для того, чтобы представить английскому общественному мнению позитивный образ войны и рассказать об успехах союзных сил. Запечатлеть ужасы войны ему помешала не столько лояльность, сколько примитивность технологии: снимок требовал продолжительной экспозиции, а стало быть, неподвижности объекта, поэтому сфотографировать боевую схватку Фентон не мог при всем желании. Передвигаясь в конном фургоне, переоборудованном в лабораторию, он снимал в основном военачальников и быт военных лагерей. Тем не менее вкупе с откровенными репортажами Рассела фотографии Фентона произвели неотразимый эффект на европейскую публику, после наполеоновских войн совершенно отвыкшую от кровопролития. (Об авторе "Севастопольских рассказов" умолчим – он на войне воевал, а мы говорим о профессиональных журналистах.) Результатом этого потрясения стало учреждение Международного общества Красного Креста и подписание в 1864 году Женевской конвенции об оказании помощи больным и раненым на войне.

С тех пор присутствие на войне журналистов стало обязательным. Излишне говорить, какую роль они сыграли во Вьетнамской войне – первой войне эпохи телевидения. Война в Заливе 1991 года стала первой, когда журналист воюющей страны работал в столице противника. Журналистом этим был корреспондент CNN Питер Арнетт, который вел прямые репортажи с крыши багдадского отеля на фоне взрывов американских бомб. В 1966 году он уже получил Пулитцеровскую премию за свои корреспонденции из Вьетнама. Багдад стал вершиной его профессиональной карьеры.

В 1998 году с ним случилась крупная неприятность. CNN показала сюжет, авторы которого утверждали, что в сентябре 1970 года спецподразделение американской армии применило нервно-паралитический газ зарин против американских дезертиров в Лаосе. Тотчас после эфира последовало яростное опровержение Пентагона. Телекомпания была вынуждена начать независимое расследование. Эксперты пришли к неутешительному выводу: сведения, противоречащие версии авторов, были проигнорированы или урезаны до минимума. Тогдашний глава CNN Тед Тернер рвал и метал. Арнетт заявил, что не написал в этих текстах "ни единой запятой" и работал по сценарию, подготовленному редакторами. Учитывая прошлые заслуги, его не уволили – просто не продлили контракт, когда он истек.

Арнетт долго не появлялся на общенациональных каналах. Наконец, накануне новой войны с Ираком он опять объявился в Багдаде – в качестве корреспондента телекомпании National Geographic Explorer. Когда в иракской столице не осталось ни одного американского тележурналиста (съемочные бригады Fox и CNN были выдворены властями, остальные отозваны своими компаниями из соображений безопасности), он стал вещать на каналах NBC и MSNBC. В воскресенье Арнетт стал не автором, а героем сенсации: он дал интервью иракскому телевидению.

Отвечая на вопросы облаченного в военную форму интервьюера, Арнетт рассказал, что американское командование недооценило решимость иракской армии, что план кампании провалился и его теперь переписывают в Пентагоне. Он заявил, что его репортажи о гражданских жертвах и сопротивлении иракских войск помогают противникам войны в США, где растет неприятие политики Буша. Он, кроме того, сообщил, что не испытывает никаких сложностей во взаимоотношениях с иракскими властями, которые оказывают ему всяческое содействие.

Компания NBC поначалу поддержала Арнетта, заявив, что интервью было всего лишь "жестом профессиональной вежливости". Однако уже наутро президент NBC News Нил Шапиро сделал совсем другое заявление – о том, что интервью было ошибкой и по этой причине Питер Арнетт больше не работает ни на NBC, ни на MSNBC. Национальное географическое общество, которому принадлежит компания National Geographic, заявило, что оно не только не давало разрешения на интервью, но и не было поставлено в известность о том, что Арнетт собирается его дать, а если бы узнало, категорически запретило бы ему это делать; посему общество приостанавливает контракт с Арнеттом.

Публичные извинения 68-летнего ветерана нисколько не смягчили работодателей.

Неужто Питер Арнетт изгнан "за правду"? Да нет, конечно. Правду эту на все лады повторяет американская пресса. (Кстати, откуда Арнетту, находящемуся в Багдаде, известно, что Пентагон "переписывает" план кампании? Да как раз из американских же газет.) Проблема в том, что он огласил свои суждения не в американском, а в иракском средстве информации и говорил лишь то, что понравится багдадскому режиму и будет использовано в пропагандистской войне. Помимо всего прочего, Питеру Арнетту прекрасно известно о препятствиях, чинимых иракскими властями американским журналистам.

Г-н Арнетт легко подыскал себе новую работу - его приютила британская газета Daily Mirror. Но в Америке его карьера кончена.

Владимир Абаринов, 01.04.2003


новость Новости по теме