Говорит и показывает война
Идущее по всем экранам планеты кино про войну никто не смотрит целиком. Болеющие за Америку тщательно отбирают оптимистические сцены. Союзники бомбят саддамову гвардию, окружают Басру, рвутся к Багдаду. Тот мальчик с перебинтованной головой, плачущий от страха и боли в багдадской больнице, вырезан из сценария и из памяти. Его нет, потому что это другая реальность, не соответствующая простой контртеррористической правде текущей войны.
У тех, кто болеет за Саддама, свои картинки для просмотра, свои герои. Старенький, но бодрый дехканин, подстреливший из ружья вертолет "Апач". Неуязвимый президент со всеми его сыновьями, министрами и военачальниками, безнаказанно выступающий по невредимому иракскому ТВ. Тот мальчик с перебинтованной головой, плачущий от страха и боли в багдадской больнице - жертва зверской жестокости подлых американцев.
Ненавидящие эту войну видят больше других, и все кадры, в которых запечатлены смерть, унижения, слезы, страдания людей, соединяются в один невыносимый сюжет, нескончаемый и бездарный. И мальчик с перебинтованной головой, плачущий от страха и боли в багдадской больнице, - символ этой бессмысленной бойни, в которой все виноваты, кроме него.
Главные зрители, участвующие в войне, видят зеркало почти целиком. Они владеют всей полнотой информации, но ищут в ней что-то личное и не склонны делиться своими открытиями с публикой. Об этом Джордж Буш проговорился однажды после 11 сентября: вы будете узнавать о событиях, которых не было, и ничего не знать о том, что произошло. Для вашей же пользы. Впрочем, это он говорил о борьбе спецслужб с террористами. Битву в прямом эфире скрыть куда трудней.
Американский президент смотрит военные хроники нетерпеливым взором. Время работает против него. Затяжные бои, отдаляющие победу, меткая пальба по своим, тела американских солдат под обстрелом иракских телекамер, испуганные глаза негритянки, офицера армии США, попавшей к Саддаму в плен, – в этом зеркале слишком много острых осколков. И в каждом таком кадре – правда о будущих выборах. Саддам, которому уже никуда избираться не надо (как и раньше не надо было), тоже знает истину об этой войне. Пожалуй, в последней инстанции. На телеполотнах, изображающих бомбежку элитной деревни под Багдадом, летящие по пустыне танки союзников, иракских воинов с белыми флагами, покорно бредущих навстречу своим конвоирам, он у себя в бункере подробно разглядывает собственную политическую смерть. Говорят, он не слишком силен в языках, но эти картинки понятны ему и без переводчика. Конечно, время работает на Саддама, но его все меньше, сколько ни мелькай на телеэкранах.
А рядом с этой простой, лаконичной военной правдой легко и привычно уживается многословная пропагандистская ложь. Ложь союзников, в первый же день войны уничтоживших все иракское руководство. Вранье Саддама, чье войско победоносно громит американцев и рвет им глотки в соответствии с его приказом. Но странное дело – пропагандистские трюки на этой войне не канают. Слишком уж небывалое действо происходит на наших глазах. И речь тут не только о войне, но о том, что такого количества телекамер, установленных прямо в пекле, мир еще не видел. Цензура союзного командования, цензура иракских гэбэшников – все впустую. Огромное зеркало, сотканное из честных осколков, висит над полем боя, и каждый из нас видит то, что хочет видеть. Отвернуться некуда, укрыться некуда – всюду правда. Открой глаза.
Статьи по теме
Саддам и его информационная коалиция
Америка проигрывает информационную войну режиму Саддама Хусейна. Багдадский агитпроп мастерски использует объективность свободной прессы и ее технологическую продвинутость. В то же время иракские народные массы недосягаемы для психологической обработки извне – таково парадоксальное преимущество тоталитарного режима с отсталой информационной инфраструктурой. Между тем в интернациональном медиа-пространстве у Саддама есть вольные и невольные союзники.
Читайте полемическую статью Владимира Абаринова (Вашингтон).
Говорит и показывает война
Сказавший, что первой на войне гибнет правда, все-таки ошибался. Она не умирает, но ее становится очень много. Огромное зеркало, чистосердечно отражающее реальность, рассыпается на тысячи осколков, и миллионы зрителей раскладывают истину как паззл на своих телеэкранах.
В чем суть телевизионных образов иракской войны и как мыслят этими образами зрители, близкие к политике и далекие от нее? Свой ответ на эти вопросы дает обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн.
Остановки в пустыне
На пятый день войны в Ираке очевидно, что несмотря на безусловное военно-техническое превосходство сил США и их союзников, о легкой прогулке до Багдада говорить не приходится - многие иракские части оказывают упорное сопротивление, войска коалиции несут потери. Некоторые российские наблюдатели, в особенности носители генеральских погон и лампасов, не без злорадства утверждают, что теперь заносчивые американцы увязнут в иракских песках. Между тем пентагоновские реляции по-прежнему полны оптимизма. Свою оценку и прогноз хода войны и ее последствий дает обозреватель Граней.Ру, военный историк Борис Соколов.
Саддам дождался Гоморры
С первыми ударами "томагавков" по окрестностям Багдада стало ясно: диктаторский режим Саддама Хусейна практически уже не существует. Что же касается других последствий нынешней войны, как непосредственных, так и отдаленных, они далеко не столь однозначны. По убеждению обозревателя Граней.Ру Ильи Мильштейна, борьба с насилием посредством насилия подобна отсечению голов у мифической гидры. Зло, побежденное в Ираке, может проявиться в иных, не менее опасных для человечества формах.
"Иракская свобода" приходит с неба
"Мы придем в Ирак с уважением к его гражданам, - заявил президент Буш в обращении к нации в связи с началом боевых действий, - к их великой цивилизации и религиям, которые они исповедуют. У нас нет в Ираке никаких целей, кроме стремления ликвидировать угрозу и передать контроль над страной ее народу".
Подробности о начале операции "Иракская свобода" сообщает вашингтонский корреспондент Граней.Ру Владимир Абаринов.