В багдадском правительстве грядут перестановки
Имя Гертруды Белл, "некоронованной королевы Ирака", в США и Англии известно малым детям. Когда после окончания Первой мировой войны на Парижской мирной конференции Великобритания получила мандат Лиги Наций на управление Месопотамией, министр по делам колоний Уинстон Черчилль рассудил, что гораздо разумнее будет сформировать национальное правительство во главе с конституционным монархом. Именно Гертруда Белл – путешественница, археолог и шпионка – предложила объединить три бывшие турецкие провинции Междуречья (Басру, Багдад и Мосул) в единое государство; она же назвала кандидатуру принца Фейсала, который оказал британским войскам значительную помощь в войне с Турцией.
Гертруда Белл стала ближайшим советником короля. Она была влюблена в эту землю и мечтала превратить Ирак в образцовое государство. Сегодня можно, конечно, сказать, что затея была гиблой с самого начала: шииты и сунниты, христиане и иудеи, арабы и турки, курды и туркмены – Ирак был конгломератом племен и конфессий с разной культурой и разным историческим опытом, раздробленным на множество уделов во главе с местными шейхами. Как было не ввести прямое имперское правление! Но в этом-то и заключался величественный замысел Гертруды Белл – сделать Ирак примером для других арабских стран. Король, однако, избрал другую стезю: стремясь к популярности, он превратился в арабского националиста и поклялся до конца своих дней бороться за отмену британского мандата. Гертруда оказалась не у дел. Она снова занялась археологией и основала Национальный музей в Багдаде. В 1926 году она сочла свою миссию исчерпанной и покончила самоубийством.
Теперь у Ирака появился новый шанс стать образцовым арабским государством и светочем демократии на Ближнем Востоке. В Вашингтоне в полной мере сознают сложность поставленной цели и, конечно, учитывают опыт англичан. О том, что и как строить на руинах диктаторского режима, здесь задумались довольно давно, но нельзя сказать, что пришли к полному согласию. Ясно, что отвечать за безопасность на территории Ирака будет в ближайшее время глава Центрального командования генерал Томми Фрэнкс и подчиненные ему силы коалиции. Временную гражданскую администрацию возглавит отставной генерал Джей Гарнер, исполнявший аналогичные функции в иракском Курдистане после войны 1991 года. Он должен накормить и напоить население, восстановить жизненно важную инфраструктуру, вернуть к жизни государственные институты.
Сформированное Гарнером Управление реконструкции и гуманитарной помощи, которое курирует заместитель министра обороны Пол Вулфовиц (в Вашингтоне его уже прозвали "Вулфовиц Аравийский"), в настоящее время работает в Кувейте. При первой возможности Гарнер переедет в Ирак. По некоторым сведениям, это произойдет уже во вторник: генерал уже побывал в Умм-Касре и присмотрел себе помещение. Ждать, пока войска генерала Фрэнкса подавят все до единого очаги сопротивления, некогда: Саддам довел свой народ до вопиющей нищеты.
При этом совсем не обязательно ломать всю государственную структуру и строить заново. Многие из 23 иракских министерств вполне функциональны. На первых порах их возглавят американцы. Вопрос в том, как скоро они передадут свои полномочия иракцам. По этому поводу, как утверждают осведомленные люди, продолжается спор между Пентагоном и Государственным департаментом. При этом не Госдеп, как можно было бы подумать, а именно Пентагон выступает за скорейшее привлечение к управлению страной самих иракцев. На прошлой неделе министр обороны Дональд Рамсфелд направил президенту один за другим два меморандума на эту тему. Министр считает, что провозглашение переходного правительства ослабит негативное восприятие антисаддамовской операции в арабском мире. Госдепартамент же полагает, что покуда обсуждается вопрос о роли ООН в послевоенном урегулировании, власть никому передавать не следует.
По причине этих разногласий Пентагон отклоняет большинство кандидатур, предложенных во временную администрацию Колином Пауэллом. Одна из них – бывший посол США в Йемене Барбара Бодайн. Она тем не менее тоже приехала в Кувейт и развернула там свой офис, который неофициально называют канцелярией мэра Багдада. Некоторые источники прочат ей еще более высокое назначение (возможно, по совместительству) – главы временной гражданской администрации центрального района. На юге и севере Ирака эти функции будут исполнять соответственно генерал Бак Уолтерс и генерал Брюс Мур (оба в отставке). Еще один дипломат, бывший посол США в Судане Тимоти Карни, приглашен самим Вулфовицем – он возглавит иракское министерство промышленности. Руководить министерством иностранных дел будет бывший американский посол в Катаре. Предложение занять место министра торговли получила бывший посол в Тунисе Робин Рэйфел. Пожалуй, самое интересное назначение – Джеймс Вулси, бывший директор ЦРУ; он станет временным министром информации Ирака. Наконец, бывший директор радио "Голос Америки" Роберт Рейли должен наладить в стране радиовещание.
Один из ключевых вопросов сегодня – место лидеров иракской антисаддамовской эмиграции. Глава Иракского национального конгресса Ахмад Чалаби еще до начала военных действий переехал из Лондона в подконтрольный курдам северный Ирак и оттуда заявляет, что он уже фактически приступил к исполнению обязанностей чуть ли не премьер-министра переходного правительства. Чалаби пользуется поддержкой таких влиятельных в Вашингтоне людей, как Вулси и Ричард Перл, а также ряда видных членов Конгресса, написавших недавно Бушу письмо с просьбой "снять препоны, чинимые Госдепартаментом" к увеличению финансирования группы Чалаби. Но Госдепартамент чинит препоны недаром: "лондонские иракцы" не могут отчитаться в уже потраченных суммах; к тому же Чалаби представляет лишь одну из шести оппозиционных иракских организаций, которые американцы с трудом удерживают под одним "зонтиком". Свои претензии к Чалаби у директора ЦРУ Джорджа Тенета: обещания поднять чуть ли не всенародное восстание против Саддама оказались полным блефом. Тенет и Пауэлл рекомендуют искать перспективных иракцев не в Лондоне, а в самом Ираке.
Президент Буш будет обсуждать вопрос о временной гражданской администрации с членами кабинета и советниками по возвращении из Северной Ирландии – стало быть, не раньше среды. Судя по всему, именно поэтому генерал Гарнер торопится приступить к работе на территории Ирака явочным порядком уже во вторник.
Что из всего этого выйдет, покажет время. Американцам уже обещали "второй Вьетнам", "второй Сталинград" и "второй Грозный". Эти угрозы не сбылись и уже вряд ли сбудутся. Приспешники режима бегут из Багдада с чемоданами наличных денег, переодевшись в гражданское платье. Но вот "вторым Ливаном" Ирак еще вполне может стать.
Статьи по теме
Ирак пятится назад
Представители саддамовского режима энергично опровергают сообщения о том, что американские войска ведут бои в Багдаде. А ведь, казалось бы, все идет согласно "кутузовскому" плану иракских стратегов - еще недавно они грозились заманить американскую армию в свою столицу и уничтожить оккупантов в уличных боях. Но похоже, что с уличными боями у саддамовского воинства ладится не лучше, чем с прочими видами боевых действий.
Читайте комментарий Бориса Соколова.
В багдадском правительстве грядут перестановки
Временная гражданская администрация Ирака готова приступить к работе, не дожидаясь окончания военных действий. Американцы намерены поступить с государственными структурами в соответствии со своей пословицей: "Не сломано – не чини". Основные министерства будут сохранены, но на первых порах возглавлять их будут американцы. Когда иракские ведомства перейдут под контроль самих иракцев, в Вашингтоне еще не решили.
Подробности в статье Владимира Абаринова.
Зеленое сало, или Постмодернизм Саддама
Происходящее в Ираке у нас объясняют как угодно, лишь бы не принимать объяснения тех, кто начал войну. А между тем там действительно защищаются фундаментальные ценности иудео-христианской цивилизации, уничтожается режим, паразитирующий на этой цивилизации и ей же угрожающий. Обозреватель Граней.Ру Дмитрий Шушарин усматривает сущностные параллели между эклектической идеологией саддамовской диктатуры и мировоззрением тех европейцев и россиян, которые особенно энергично выступают против войны в Ираке. Хусейн, Ле Пен и Проханов сошлись на зыбкой почве постмодернизма.
С победителями не ссорятся
Меж тем как американские войска ведут бои на ближних подступах к Багдаду, российское руководство все громче и отчетливее заявляет, что, собственно говоря, не имеет ничего против военной победы США и ликвидации режима Саддама Хусейна. Оказывается, мы с американцами прежде всего партнеры по антитеррористической коалиции и внешнеэкономическим связям и никакие мелкие разногласия не должны эту гармонию нарушать. В общем, "Друзья! к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум..."
Спасти рядового Джессику
Багдадский режим, показав по телевидению пятерых пленных и заверив мир в том, что он намерен неукоснительно соблюдать положения Женевских конвенций, отвечает отказом на просьбы Международного комитета Красного Креста о доступе к узникам. Американским солдатам, оказавшимся в лапах озверевшего врага, остается уповать лишь на чудо. Чудесное спасение, как и полагается, приходит с неба – в облике американских коммандос, в ходе спецоперации вырвавшим из саддамовского застенка 19-летнюю Джессику Линч.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Победа будет за ними
Отечественные наблюдатели любят предрекать крах военных операций, проводимых войсками США. В Югославии и Афганистане их мрачно-оптимистические прогнозы не оправдались. С тем большим увлечением они сегодня рассуждают о неудаче американского блицкрига в Ираке, о том, как самонадеянные янки неминуемо увязнут в пустынях Междуречья. Но планировался ли блицкриг на самом деле?
Ход иракской войны анализирует военный историк Борис Соколов.
Изменник наказан увольнением с работы
"В США увольняют за правду о войне". Этот заголовок из английской Daily Mirror дружно подхвачен российскими СМИ. Действительно, американский репортер Питер Арнетт уволен из телекомпании NBC за интервью иракскому телевидению, явно отвечающее пропагандистским нуждам саддамовского режима. Проблема политической лояльности журналистов горячо обсуждалась в России три с лишним года назад - в связи с "делом" Андрея Бабицкого. В Америке она тоже по-своему актуальна. Впрочем, там никому не пришло в голову бросать г-на Арнетта в кутузку, а затем насильно передавать его "федаинам Саддама" в обмен на союзных военнопленных...
О том, что на самом деле произошло с Питером Арнеттом, рассказывает Владимир Абаринов (Вашингтон).
Вязкое месиво гуманизма
Для мироощущения российского интеллигента весна 2003 года несет с собой такое же тяжкое испытание, как осень 1993-го. Тогда человеколюбие и уважение к писаному праву мешало многим смириться с танковым обстрелом Белого дома - несмотря на осознание всей опасности коммуно-фашистского мятежа в столице. Сейчас те же чувства не позволяют им одобрить войну, которую ведут США и их союзники за уничтожение опасного для мира режима Саддама Хусейна. Эти сомнения испытывает и обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн.
Работа адова будет сделана и делается уже
Силы коалиции воюют в Ираке всего вторую неделю, а пресса, в том числе и американская, уже полна утверждений о том, что война затягивается, надежды на блицкриг не оправдались и план кампании рухнул. Видимо, по мнению этих сивилл, война с государством размером больше Германии и с 300-тысячной армией, располагающей химическим и биологическим оружием, должна была закончиться за трое суток. Между тем министр обороны Дональд Рамсфелд в ответ на критику призывает не торопиться с подведением итогов операции.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Хочешь мира - готовься к миру
Организация Объединенных Наций готовится к крупнейшей в своей истории гуманитарной операции. Гражданское население территорий Ирака, перешедших под контроль сил анттисаддамовской коалиции, остро нуждается в продовольствии, медикаментах и даже питьевой воде. Пока члены Совета Безопасности работают над проектом резолюции, а генеральный секретарь ООН взывает к странам-донорам, в южный Ирак уже прибыли первые гуманитарные конвои. Война в Ираке еще далеко не окончена, но вопросы послевоенного устройства страны обсуждаются все более заинтересованно.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Говорит и показывает война
Сказавший, что первой на войне гибнет правда, все-таки ошибался. Она не умирает, но ее становится очень много. Огромное зеркало, чистосердечно отражающее реальность, рассыпается на тысячи осколков, и миллионы зрителей раскладывают истину как паззл на своих телеэкранах.
В чем суть телевизионных образов иракской войны и как мыслят этими образами зрители, близкие к политике и далекие от нее? Свой ответ на эти вопросы дает обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн.
Саддам и его информационная коалиция
Америка проигрывает информационную войну режиму Саддама Хусейна. Багдадский агитпроп мастерски использует объективность свободной прессы и ее технологическую продвинутость. В то же время иракские народные массы недосягаемы для психологической обработки извне – таково парадоксальное преимущество тоталитарного режима с отсталой информационной инфраструктурой. Между тем в интернациональном медиа-пространстве у Саддама есть вольные и невольные союзники.
Читайте полемическую статью Владимира Абаринова (Вашингтон).
Остановки в пустыне
На пятый день войны в Ираке очевидно, что несмотря на безусловное военно-техническое превосходство сил США и их союзников, о легкой прогулке до Багдада говорить не приходится - многие иракские части оказывают упорное сопротивление, войска коалиции несут потери. Некоторые российские наблюдатели, в особенности носители генеральских погон и лампасов, не без злорадства утверждают, что теперь заносчивые американцы увязнут в иракских песках. Между тем пентагоновские реляции по-прежнему полны оптимизма. Свою оценку и прогноз хода войны и ее последствий дает обозреватель Граней.Ру, военный историк Борис Соколов.
Саддам дождался Гоморры
С первыми ударами "томагавков" по окрестностям Багдада стало ясно: диктаторский режим Саддама Хусейна практически уже не существует. Что же касается других последствий нынешней войны, как непосредственных, так и отдаленных, они далеко не столь однозначны. По убеждению обозревателя Граней.Ру Ильи Мильштейна, борьба с насилием посредством насилия подобна отсечению голов у мифической гидры. Зло, побежденное в Ираке, может проявиться в иных, не менее опасных для человечества формах.
"Иракская свобода" приходит с неба
"Мы придем в Ирак с уважением к его гражданам, - заявил президент Буш в обращении к нации в связи с началом боевых действий, - к их великой цивилизации и религиям, которые они исповедуют. У нас нет в Ираке никаких целей, кроме стремления ликвидировать угрозу и передать контроль над страной ее народу".
Подробности о начале операции "Иракская свобода" сообщает вашингтонский корреспондент Граней.Ру Владимир Абаринов.
Отмороженные назло Америке
Иракская война спровоцировала новую вспышку антиамериканизма на российских просторах. Тут изымают из проката американские фильмы, там грозятся не пускать заезжих янки в городские забегаловки. Даже власть, немало поспособствовавшая нагнетанию американофобии, решила немного осадить назад: президент Путин заметил, что не следует желать Соединенным Штатам поражения в войне. Но сердцу патриота не прикажешь...
Читайте статью Петра Гринева.