статья В багдадском правительстве грядут перестановки

Владимир Абаринов, 07.04.2003
Джей Гарнер. Фото ар

Джей Гарнер. Фото ар

Имя Гертруды Белл, "некоронованной королевы Ирака", в США и Англии известно малым детям. Когда после окончания Первой мировой войны на Парижской мирной конференции Великобритания получила мандат Лиги Наций на управление Месопотамией, министр по делам колоний Уинстон Черчилль рассудил, что гораздо разумнее будет сформировать национальное правительство во главе с конституционным монархом. Именно Гертруда Белл – путешественница, археолог и шпионка – предложила объединить три бывшие турецкие провинции Междуречья (Басру, Багдад и Мосул) в единое государство; она же назвала кандидатуру принца Фейсала, который оказал британским войскам значительную помощь в войне с Турцией.

Гертруда Белл стала ближайшим советником короля. Она была влюблена в эту землю и мечтала превратить Ирак в образцовое государство. Сегодня можно, конечно, сказать, что затея была гиблой с самого начала: шииты и сунниты, христиане и иудеи, арабы и турки, курды и туркмены – Ирак был конгломератом племен и конфессий с разной культурой и разным историческим опытом, раздробленным на множество уделов во главе с местными шейхами. Как было не ввести прямое имперское правление! Но в этом-то и заключался величественный замысел Гертруды Белл – сделать Ирак примером для других арабских стран. Король, однако, избрал другую стезю: стремясь к популярности, он превратился в арабского националиста и поклялся до конца своих дней бороться за отмену британского мандата. Гертруда оказалась не у дел. Она снова занялась археологией и основала Национальный музей в Багдаде. В 1926 году она сочла свою миссию исчерпанной и покончила самоубийством.

Теперь у Ирака появился новый шанс стать образцовым арабским государством и светочем демократии на Ближнем Востоке. В Вашингтоне в полной мере сознают сложность поставленной цели и, конечно, учитывают опыт англичан. О том, что и как строить на руинах диктаторского режима, здесь задумались довольно давно, но нельзя сказать, что пришли к полному согласию. Ясно, что отвечать за безопасность на территории Ирака будет в ближайшее время глава Центрального командования генерал Томми Фрэнкс и подчиненные ему силы коалиции. Временную гражданскую администрацию возглавит отставной генерал Джей Гарнер, исполнявший аналогичные функции в иракском Курдистане после войны 1991 года. Он должен накормить и напоить население, восстановить жизненно важную инфраструктуру, вернуть к жизни государственные институты.

Сформированное Гарнером Управление реконструкции и гуманитарной помощи, которое курирует заместитель министра обороны Пол Вулфовиц (в Вашингтоне его уже прозвали "Вулфовиц Аравийский"), в настоящее время работает в Кувейте. При первой возможности Гарнер переедет в Ирак. По некоторым сведениям, это произойдет уже во вторник: генерал уже побывал в Умм-Касре и присмотрел себе помещение. Ждать, пока войска генерала Фрэнкса подавят все до единого очаги сопротивления, некогда: Саддам довел свой народ до вопиющей нищеты.

При этом совсем не обязательно ломать всю государственную структуру и строить заново. Многие из 23 иракских министерств вполне функциональны. На первых порах их возглавят американцы. Вопрос в том, как скоро они передадут свои полномочия иракцам. По этому поводу, как утверждают осведомленные люди, продолжается спор между Пентагоном и Государственным департаментом. При этом не Госдеп, как можно было бы подумать, а именно Пентагон выступает за скорейшее привлечение к управлению страной самих иракцев. На прошлой неделе министр обороны Дональд Рамсфелд направил президенту один за другим два меморандума на эту тему. Министр считает, что провозглашение переходного правительства ослабит негативное восприятие антисаддамовской операции в арабском мире. Госдепартамент же полагает, что покуда обсуждается вопрос о роли ООН в послевоенном урегулировании, власть никому передавать не следует.

По причине этих разногласий Пентагон отклоняет большинство кандидатур, предложенных во временную администрацию Колином Пауэллом. Одна из них – бывший посол США в Йемене Барбара Бодайн. Она тем не менее тоже приехала в Кувейт и развернула там свой офис, который неофициально называют канцелярией мэра Багдада. Некоторые источники прочат ей еще более высокое назначение (возможно, по совместительству) – главы временной гражданской администрации центрального района. На юге и севере Ирака эти функции будут исполнять соответственно генерал Бак Уолтерс и генерал Брюс Мур (оба в отставке). Еще один дипломат, бывший посол США в Судане Тимоти Карни, приглашен самим Вулфовицем – он возглавит иракское министерство промышленности. Руководить министерством иностранных дел будет бывший американский посол в Катаре. Предложение занять место министра торговли получила бывший посол в Тунисе Робин Рэйфел. Пожалуй, самое интересное назначение – Джеймс Вулси, бывший директор ЦРУ; он станет временным министром информации Ирака. Наконец, бывший директор радио "Голос Америки" Роберт Рейли должен наладить в стране радиовещание.

Один из ключевых вопросов сегодня – место лидеров иракской антисаддамовской эмиграции. Глава Иракского национального конгресса Ахмад Чалаби еще до начала военных действий переехал из Лондона в подконтрольный курдам северный Ирак и оттуда заявляет, что он уже фактически приступил к исполнению обязанностей чуть ли не премьер-министра переходного правительства. Чалаби пользуется поддержкой таких влиятельных в Вашингтоне людей, как Вулси и Ричард Перл, а также ряда видных членов Конгресса, написавших недавно Бушу письмо с просьбой "снять препоны, чинимые Госдепартаментом" к увеличению финансирования группы Чалаби. Но Госдепартамент чинит препоны недаром: "лондонские иракцы" не могут отчитаться в уже потраченных суммах; к тому же Чалаби представляет лишь одну из шести оппозиционных иракских организаций, которые американцы с трудом удерживают под одним "зонтиком". Свои претензии к Чалаби у директора ЦРУ Джорджа Тенета: обещания поднять чуть ли не всенародное восстание против Саддама оказались полным блефом. Тенет и Пауэлл рекомендуют искать перспективных иракцев не в Лондоне, а в самом Ираке.

Президент Буш будет обсуждать вопрос о временной гражданской администрации с членами кабинета и советниками по возвращении из Северной Ирландии – стало быть, не раньше среды. Судя по всему, именно поэтому генерал Гарнер торопится приступить к работе на территории Ирака явочным порядком уже во вторник.

Что из всего этого выйдет, покажет время. Американцам уже обещали "второй Вьетнам", "второй Сталинград" и "второй Грозный". Эти угрозы не сбылись и уже вряд ли сбудутся. Приспешники режима бегут из Багдада с чемоданами наличных денег, переодевшись в гражданское платье. Но вот "вторым Ливаном" Ирак еще вполне может стать.

Владимир Абаринов, 07.04.2003