С победителями не ссорятся
Несмотря на засилье военной цензуры в американских средствах информации, о котором без устали твердит российская сервильная пресса, правда об иракской войне все-таки прорывается на американские телеэкраны. Благую весть из Багдада доносит до обманутых американцев англоговорящий министр информации Ирака Мухаммед Саид ас-Саххаф, чьи ежедневные пресс-конференции обычно предваряют брифинги оперативного штаба Центрального командования Вооруженных сил США в Катаре. И вот какое диво. Американские генералы выходят к журналистам хмурые и озабоченные, отвечают на вопросы неохотно, очи опускают долу, сплошь и рядом заявляют, что подробности такого-то эпизода рассказать не могут, потому как, дескать, военная тайна (ясное дело – прячут концы в воду, боятся народного гнева!). Иракский же министр (будучи членом правящей хунты, он тоже в военной форме – может, не генерал, но не уступит и генералу) неизменно весел и беззаботен, острит напропалую и все вопросы западных журналистов, одурманенных вражеской пропагандой, встречает радостной ухмылкой. Это естественно - ведь, как сказано в одном русском романе, правду говорить легко и приятно.
Правда ли, что силы коалиции в 20 километрах от южных окраин Багдада? Разумеется, вранье! Коалиция терпит поражение за поражением, несет огромные потери, она не взяла ни одного крупного города, ее войска, как змея в песках (мол, проползают, не оставляя следов), "они – нигде"!
Надо отдать должное министру: он мастер своего дела, какие там "акробаты фарса" и "гиены пера"! Однако при всем упоении собственными трелями, которые многие в России принимают (или делают вид, что принимают) за чистую монету, не может же он не сознавать, что финал приближается. Почему он валяет дурака и откуда такое хорошее настроение? Не исключено, что багдадская клика приготовила нетривиальный путь эвакуации (черт их знает, может, у них тоннель прокопан до Пхеньяна), но скорее всего министр уверен, что никакие особенные кары ему персонально не грозят – своими руками ведь он никого не "мочил", оправдали же в Нюрнберге начальника нацистского радиовещания Ганса Фриче: пропаганда, слава Богу, пока еще не военное преступление.
Шутки шутками, а приходится брать Багдад, дабы опровергнуть бойкого иракского министра. В ночь с четверга на пятницу, когда 3-я пехотная дивизия вела бой за багдадский международный аэропорт, иракская столица впервые с начала войны погрузилась во мрак. Председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Майерс тотчас заявил, что понятия не имеет, отчего погасло электричество в Багдаде: система энергоснабжения не входит в число целей, по которым ведут огонь авиация и корабли союзников. Однако ясно, что темнота дает преимущество прежде всего сражающимся на подступах к Багдаду американцам, оснащенным приборами ночного видения.
В разгар битвы из Тамбова вдруг раздался голос российского президента. Он сказал, что Россия не заинтересована в поражении Америки. Эта удивительная сентенция войдет в анналы. Она была бы уместна в том случае, если бы иракские войска осаждали Вашингтон. Тотчас подоспели читающие между строк комментаторы: мол, фразу не следует понимать так, что Россия заинтересована в победе США: президент говорит, что надо вернуть иракскую проблему "на площадку ООН" – стало быть, подписать прекращение огня и ввести войска ООН. Что ж, бывали прецеденты: генерал Кребс ходил парламентером имперской канцелярии в штаб генерала Чуйкова, только ничего не вышло. Как и Чуйков тогда, министр обороны США Рамсфелд требует от противника безоговорочной капитуляции. "Некоторые правительства, - сказал он в четверг, - то и дело заводят речь о какой-то сделке с режимом Саддама. Единственный результат этих разговоров состоит в том, что Саддам получает средство, при помощи которого он пытается вернуть лояльность войск и граждан, убедить их, что у него есть шанс остаться у власти. Никакого такого шанса у него не было и нет".
Тамбовские высказывания г-на Путина, несомненно, стали плодом тяжких раздумий, заставивших президента пойти наперекор общественному мнению России, в которой, как свидетельствует ВЦИОМ, 74 процента избирателей желают именно поражения США в войне с Ираком. Ровно день в день с заявлением Владимира Путина в газете Washington Post опубликована статья российского посла в США Юрия Ушакова, в которой говорится, что разногласия по иракскому вопросу не должны подорвать партнерские отношения между Москвой и Вашингтоном. Министр иностранных дел России Игорь Иванов тотчас отправился в Брюссель встречаться с госсекретарем Пауэллом и британским министром Джеком Стро.
Это-то и есть самое интересное. Несмотря на привычную уже формулу о перемирии и разъединении сторон, все отлично понимают: российский министр приехал договариваться об участии России в послевоенной реконструкции Ирака. Переговоры на эту тему жаждут вести и Франция с Германией, сделавшие все от них зависящее, чтобы спасти Саддама. Иными словами, они предоставили американцам и британцам сделать черную работу, а теперь хотят сообща делать чистую. Но так не бывает. Пауэлл еще до всяких встреч сказал, что будущее Ирака будет определять коалиция. У Ирака уже есть глава временной администрации – отставной американский генерал-лейтенант Джей Гарнер, уже развернувший свой офис в Кувейте. Что касается участия ООН, то по этому поводу в Америке высказываются весьма нелестно. Так, например, один вашингтонский эксперт сказал, что применительно к Ираку ООН - не что иное, как троянский конь, в котором страны, препятствовавшие военному решению иракской проблемы, хотят теперь пробраться в павший город, дабы обделать свои дела.
Справка
Данные фонда "Общественное мнение"
В связи с событиями в Ираке доля россиян, испытывающих антипатию к американскому президенту Джорджу Бушу, выросла в полтора раза. Если в мае 2002 года таких респондентов было 45%, то в марте текущего их стало уже 73%.
Опросы социологов показывают, что среди российских граждан растет доля симпатизирующих руководителю Ирака Саддаму Хусейну.
В феврале прошлого года положительно о Хусейне отзывался каждый шестой респондент (16%), а в марте текущего - каждый пятый (22%). Плохо о нем думали соответственно 22% и 17%.
Интерфакс, 04.04.2003
Статьи по теме
С победителями не ссорятся
Меж тем как американские войска ведут бои на ближних подступах к Багдаду, российское руководство все громче и отчетливее заявляет, что, собственно говоря, не имеет ничего против военной победы США и ликвидации режима Саддама Хусейна. Оказывается, мы с американцами прежде всего партнеры по антитеррористической коалиции и внешнеэкономическим связям и никакие мелкие разногласия не должны эту гармонию нарушать. В общем, "Друзья! к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум..."
Спасти рядового Джессику
Багдадский режим, показав по телевидению пятерых пленных и заверив мир в том, что он намерен неукоснительно соблюдать положения Женевских конвенций, отвечает отказом на просьбы Международного комитета Красного Креста о доступе к узникам. Американским солдатам, оказавшимся в лапах озверевшего врага, остается уповать лишь на чудо. Чудесное спасение, как и полагается, приходит с неба – в облике американских коммандос, в ходе спецоперации вырвавшим из саддамовского застенка 19-летнюю Джессику Линч.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Победа будет за ними
Отечественные наблюдатели любят предрекать крах военных операций, проводимых войсками США. В Югославии и Афганистане их мрачно-оптимистические прогнозы не оправдались. С тем большим увлечением они сегодня рассуждают о неудаче американского блицкрига в Ираке, о том, как самонадеянные янки неминуемо увязнут в пустынях Междуречья. Но планировался ли блицкриг на самом деле?
Ход иракской войны анализирует военный историк Борис Соколов.
Изменник наказан увольнением с работы
"В США увольняют за правду о войне". Этот заголовок из английской Daily Mirror дружно подхвачен российскими СМИ. Действительно, американский репортер Питер Арнетт уволен из телекомпании NBC за интервью иракскому телевидению, явно отвечающее пропагандистским нуждам саддамовского режима. Проблема политической лояльности журналистов горячо обсуждалась в России три с лишним года назад - в связи с "делом" Андрея Бабицкого. В Америке она тоже по-своему актуальна. Впрочем, там никому не пришло в голову бросать г-на Арнетта в кутузку, а затем насильно передавать его "федаинам Саддама" в обмен на союзных военнопленных...
О том, что на самом деле произошло с Питером Арнеттом, рассказывает Владимир Абаринов (Вашингтон).
Вязкое месиво гуманизма
Для мироощущения российского интеллигента весна 2003 года несет с собой такое же тяжкое испытание, как осень 1993-го. Тогда человеколюбие и уважение к писаному праву мешало многим смириться с танковым обстрелом Белого дома - несмотря на осознание всей опасности коммуно-фашистского мятежа в столице. Сейчас те же чувства не позволяют им одобрить войну, которую ведут США и их союзники за уничтожение опасного для мира режима Саддама Хусейна. Эти сомнения испытывает и обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн.
Работа адова будет сделана и делается уже
Силы коалиции воюют в Ираке всего вторую неделю, а пресса, в том числе и американская, уже полна утверждений о том, что война затягивается, надежды на блицкриг не оправдались и план кампании рухнул. Видимо, по мнению этих сивилл, война с государством размером больше Германии и с 300-тысячной армией, располагающей химическим и биологическим оружием, должна была закончиться за трое суток. Между тем министр обороны Дональд Рамсфелд в ответ на критику призывает не торопиться с подведением итогов операции.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Хочешь мира - готовься к миру
Организация Объединенных Наций готовится к крупнейшей в своей истории гуманитарной операции. Гражданское население территорий Ирака, перешедших под контроль сил анттисаддамовской коалиции, остро нуждается в продовольствии, медикаментах и даже питьевой воде. Пока члены Совета Безопасности работают над проектом резолюции, а генеральный секретарь ООН взывает к странам-донорам, в южный Ирак уже прибыли первые гуманитарные конвои. Война в Ираке еще далеко не окончена, но вопросы послевоенного устройства страны обсуждаются все более заинтересованно.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Говорит и показывает война
Сказавший, что первой на войне гибнет правда, все-таки ошибался. Она не умирает, но ее становится очень много. Огромное зеркало, чистосердечно отражающее реальность, рассыпается на тысячи осколков, и миллионы зрителей раскладывают истину как паззл на своих телеэкранах.
В чем суть телевизионных образов иракской войны и как мыслят этими образами зрители, близкие к политике и далекие от нее? Свой ответ на эти вопросы дает обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн.
Саддам и его информационная коалиция
Америка проигрывает информационную войну режиму Саддама Хусейна. Багдадский агитпроп мастерски использует объективность свободной прессы и ее технологическую продвинутость. В то же время иракские народные массы недосягаемы для психологической обработки извне – таково парадоксальное преимущество тоталитарного режима с отсталой информационной инфраструктурой. Между тем в интернациональном медиа-пространстве у Саддама есть вольные и невольные союзники.
Читайте полемическую статью Владимира Абаринова (Вашингтон).
Остановки в пустыне
На пятый день войны в Ираке очевидно, что несмотря на безусловное военно-техническое превосходство сил США и их союзников, о легкой прогулке до Багдада говорить не приходится - многие иракские части оказывают упорное сопротивление, войска коалиции несут потери. Некоторые российские наблюдатели, в особенности носители генеральских погон и лампасов, не без злорадства утверждают, что теперь заносчивые американцы увязнут в иракских песках. Между тем пентагоновские реляции по-прежнему полны оптимизма. Свою оценку и прогноз хода войны и ее последствий дает обозреватель Граней.Ру, военный историк Борис Соколов.
Саддам дождался Гоморры
С первыми ударами "томагавков" по окрестностям Багдада стало ясно: диктаторский режим Саддама Хусейна практически уже не существует. Что же касается других последствий нынешней войны, как непосредственных, так и отдаленных, они далеко не столь однозначны. По убеждению обозревателя Граней.Ру Ильи Мильштейна, борьба с насилием посредством насилия подобна отсечению голов у мифической гидры. Зло, побежденное в Ираке, может проявиться в иных, не менее опасных для человечества формах.
"Иракская свобода" приходит с неба
"Мы придем в Ирак с уважением к его гражданам, - заявил президент Буш в обращении к нации в связи с началом боевых действий, - к их великой цивилизации и религиям, которые они исповедуют. У нас нет в Ираке никаких целей, кроме стремления ликвидировать угрозу и передать контроль над страной ее народу".
Подробности о начале операции "Иракская свобода" сообщает вашингтонский корреспондент Граней.Ру Владимир Абаринов.
Отмороженные назло Америке
Иракская война спровоцировала новую вспышку антиамериканизма на российских просторах. Тут изымают из проката американские фильмы, там грозятся не пускать заезжих янки в городские забегаловки. Даже власть, немало поспособствовавшая нагнетанию американофобии, решила немного осадить назад: президент Путин заметил, что не следует желать Соединенным Штатам поражения в войне. Но сердцу патриота не прикажешь...
Читайте статью Петра Гринева.