Хочешь мира - готовься к миру
Когда США, Великобритания и Испания решили не добиваться мандата ООН на военную операцию в Ираке, у дипломатов гора свалилась с плеч. Им больше не нужно выступать с демаршами и потрясать правом вето. Они наконец могут исполнять более свойственные им функции - и работа пошла споро. Сейчас уже вполне очевидно, что, угрожая заблокировать американо-британо-испанский проект резолюции, французы втайне надеялись, что им не придется этого делать. В Вашингтоне вообще считают, что проблему создала отнюдь не Франция, а Россия: китайцы всегда примыкают к большинству, а в одиночку французы ни за что на рожон не полезли бы.
Министр иностранных дел России Игорь Иванов все еще расточает гневные филиппики по поводу насильственных попыток "навязать народу этой страны некие демократические принципы", в которых, дескать, народ этот совершенно не нуждается, и излагает иллюзорные планы прекращения огня и ввода в Ирак сил ООН, а между тем в Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН, обсуждаются совершенно другие аспекты иракской проблемы. Еще до начала боевых действий не только в Вашингтоне, но и в европейских столицах, а также в Секретариате ООН стали обдумывать послевоенное устройство Ирака и меры по его экономическому возрождению. "Выиграть мир" всегда труднее, чем выиграть войну. Легко сказать, что Ирак принадлежит иракскому народу. Кто, как и в течение какого срока будет контролировать страну, построит гражданское общество, вернет к жизни ее деградировавшую за годы санкций экономику, каким образом власть перейдет к новой гражданской администрации, откуда она, эта администрация, возьмется? Все эти вопросы встанут перед мировым сообществом в самое ближайшее время, равно как и вопрос распределения строительных и прочих гражданских подрядов.
Только воспаленному сознанию депутатов российского парламента представляется, что сейчас англо-американские оккупанты поделят между собой территорию завоеванной страны, поработят ее население и приступят к планомерному грабежу ее природных богатств. На самом деле Ирак после Саддама – это большая головная боль коалиции. Прежде всего непонятно, где взять новых гражданских лидеров, а главное – где напастись денег на обустройство громадной страны размером с Калифорнию. Страна требует масштабных инвестиций, а федеральный бюджет США с запланированным на 2004 финансовый год 300-миллиардным дефицитом – не бездонная бочка. В Вашингтоне полагают, что после окончания активной фазы боевых действий перед ООН в Ираке откроется новое необъятное поле деятельности. Тем более что первым долгом необходимо снять с Ирака санкции, а сделать это можно лишь резолюцией ООН.
Конфиденциальные консультации на эту тему ведутся довольно давно. Никто из участников антиамериканской фронды поучаствовать не прочь, но взгляды, конечно, расходятся. Существует, однако, совершенно неотложная задача – накормить, обогреть и обустроить мирное население Ирака: их 27 миллионов человек, и, похоже, все они в той или иной мере терпят нужду. Не потому, разумеется, что безжалостные агрессоры лишили их источников пропитания, а потому, что этих источников у них и не было. Программа ООН "Нефть в обмен на продовольствие" разработана ведь неспроста, а в ответ на крики саддамитов о том, что санкции ООН подвергают неслыханным страданиям широкие слои иракского народа. Саддам получил возможность на доходы от нефтяного экспорта закупать продовольствие, медикаменты и другие товары гражданского назначения, нефти же для этих целей он мог продавать столько, сколько сможет. По этой программе получало (или считалось, что получает) помощь 60 процентов иракского населения. В итоге, однако, на банковских счетах программы, подконтрольных Комитету ООН по санкциям, скопились миллиарды неизрасходованных долларов. Контракты на 8,9 миллиарда одобрены ООН, но не реализованы. Теперь эти средства следует наконец использовать по назначению. Об этом и шла речь на вчерашнем заседании Совета Безопасности.
Комментарии дипломатов полны оптимизма. Они хором заявляют, что приближаются к согласованному тексту резолюции. Ожидается, что она будет одобрена Советом еще до конца этой недели. Резолюция эта адаптирует программу "Нефть в обмен на продовольствие" к новой политической реальности в Ираке и предоставит генеральному секретарю ООН полномочия по распоряжению скопившимися на счетах средствами. По оценкам экспертов, уже в ближайшие 45 дней гуманитарная помощь потребуется более чем 13 миллионам иракцев.
Всем понравилось предложение британского посла в ООН Джереми Гринстока предать забвению политические противоречия и сосредоточиться на технических вопросах. Это как раз то, чем должны заниматься дипломаты. Французский посол Жан-Марк де ла Саблиер заявил, что ему "виден свет в конце туннеля, а туннель не слишком длинный". Российский посол Сергей Лавров настаивал на том, чтобы резолюция не давала задним числом санкции на военную операцию, чтобы она никоим образом не предопределяла будущее государственное устройство Ирака и чтобы обеспечивала суверенитет страны над ее минеральными ресурсами. Лавров, кроме того, подчеркнул, что обязанность удовлетворять гуманитарные нужды населения лежит в первую очередь на оккупационных силах.
Все эти требования нашли горячий отклик в так называемом "британском компромиссе". От своей обязанности накормить и обустроить население Ирака, действительно предусмотренной международным правом, Вашингтон и Лондон отнюдь не отказываются. Президент Буш заявил вчера, что "в ближайшие 36 часов" начнется доставка больших объемов американской гуманитарной помощи в Ирак. Вместе с тем американцы не хотят передать ООН полный контроль над ситуацией в стране. Как заявил в среду, выступая в комитете нижней палаты по ассигнованиям, государственный секретарь Колин Пауэлл, ООН будет играть роль "специального координатора", однако "мы с партнерами по коалиции не для того взвалили на себя такое бремя, чтобы теперь не иметь возможности заметно доминировать в вопросе о том, как эта страна строит свое будущее".
В один день с закрытым заседанием по проблеме гуманитарной помощи Совет Безопасности провел по настоянию Лиги арабских стран и открытую дискуссию, на которой мог высказаться любой из 191 члена ООН. Этот форум продолжится и сегодня. Посол Ирака в ООН Мохаммед Аль-Дури, которого не приглашали за заседание по гуманитарным вопросам, в очередной раз призвал мировое сообщество осудить "преступную, варварскую американо-британскую военную агрессию". Он нашел совершенно недопустимым обсуждение вопросов гуманитарной помощи Ираку в условиях, когда Совет Безопасности не дал еще оценку вторжению как таковому.
Ожидается, что в ближайшие дни генеральный секретарь ООН Кофи Аннан обратится к традиционным странам-донорам с просьбой о безвозмездных пожертвованиях в фонд помощи иракскому народу. ООН рассчитывает собрать 2,1 миллиарда долларов, абсолютно необходимых в ближайшие полтора месяца.
Между тем в Ирак прибыли первые гуманитарные конвои. Один из них, принадлежащий кувейтскому Красному Полумесяцу (многие ли страны станут помогать вчерашнему оккупанту?), доставил свой груз в приграничный город Сафван. Другой, снаряженный совместным американо-кувейтским неправительственным гуманитарным центром, – в Умм-Каср. Третий, направленный организацией "Врачи без границ", следует из Иордании в Багдад. Сопровождающие его сотрудники отказались от военного конвоя. В ближайшие дни в порт Умм-Касра должно прийти британское судно с гуманитарным грузом. Но пока там еще идут работы по разминированию, в которых деятельное участие принимают специально обученные дельфины.
Статьи по теме
Хочешь мира - готовься к миру
Организация Объединенных Наций готовится к крупнейшей в своей истории гуманитарной операции. Гражданское население территорий Ирака, перешедших под контроль сил анттисаддамовской коалиции, остро нуждается в продовольствии, медикаментах и даже питьевой воде. Пока члены Совета Безопасности работают над проектом резолюции, а генеральный секретарь ООН взывает к странам-донорам, в южный Ирак уже прибыли первые гуманитарные конвои. Война в Ираке еще далеко не окончена, но вопросы послевоенного устройства страны обсуждаются все более заинтересованно.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Говорит и показывает война
Сказавший, что первой на войне гибнет правда, все-таки ошибался. Она не умирает, но ее становится очень много. Огромное зеркало, чистосердечно отражающее реальность, рассыпается на тысячи осколков, и миллионы зрителей раскладывают истину как паззл на своих телеэкранах.
В чем суть телевизионных образов иракской войны и как мыслят этими образами зрители, близкие к политике и далекие от нее? Свой ответ на эти вопросы дает обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн.
Саддам и его информационная коалиция
Америка проигрывает информационную войну режиму Саддама Хусейна. Багдадский агитпроп мастерски использует объективность свободной прессы и ее технологическую продвинутость. В то же время иракские народные массы недосягаемы для психологической обработки извне – таково парадоксальное преимущество тоталитарного режима с отсталой информационной инфраструктурой. Между тем в интернациональном медиа-пространстве у Саддама есть вольные и невольные союзники.
Читайте полемическую статью Владимира Абаринова (Вашингтон).
Остановки в пустыне
На пятый день войны в Ираке очевидно, что несмотря на безусловное военно-техническое превосходство сил США и их союзников, о легкой прогулке до Багдада говорить не приходится - многие иракские части оказывают упорное сопротивление, войска коалиции несут потери. Некоторые российские наблюдатели, в особенности носители генеральских погон и лампасов, не без злорадства утверждают, что теперь заносчивые американцы увязнут в иракских песках. Между тем пентагоновские реляции по-прежнему полны оптимизма. Свою оценку и прогноз хода войны и ее последствий дает обозреватель Граней.Ру, военный историк Борис Соколов.
Саддам дождался Гоморры
С первыми ударами "томагавков" по окрестностям Багдада стало ясно: диктаторский режим Саддама Хусейна практически уже не существует. Что же касается других последствий нынешней войны, как непосредственных, так и отдаленных, они далеко не столь однозначны. По убеждению обозревателя Граней.Ру Ильи Мильштейна, борьба с насилием посредством насилия подобна отсечению голов у мифической гидры. Зло, побежденное в Ираке, может проявиться в иных, не менее опасных для человечества формах.
"Иракская свобода" приходит с неба
"Мы придем в Ирак с уважением к его гражданам, - заявил президент Буш в обращении к нации в связи с началом боевых действий, - к их великой цивилизации и религиям, которые они исповедуют. У нас нет в Ираке никаких целей, кроме стремления ликвидировать угрозу и передать контроль над страной ее народу".
Подробности о начале операции "Иракская свобода" сообщает вашингтонский корреспондент Граней.Ру Владимир Абаринов.