статья "Иракская свобода" приходит с неба

Владимир Абаринов, 20.03.2003
Иллюстрация с сайта www.interfax.ru

Иллюстрация с сайта www.interfax.ru

Отклонив требования американского ультиматума еще до того, как они были публично оглашены президентом США, Саддам Хусейн так и не передумал. Никаких признаков приготовлений к его отъезду за пределы страны не заметно. Ультиматум, вообще говоря, предъявляется либо когда хотят, чтобы его условия были выполнены, либо когда ищут casus belli - тогда условия заведомо невыполнимы. Условие, выдвинутое президентом Бушем, следует признать вполне реалистичным. В истории сколько угодно примеров бескровного свержения правителей, которые затем спокойно доживали свой век за пределами страны в неге и довольстве.

Приютить Саддама есть кому – вчера, например, официальные гарантии безопасности дал ему Бахрейн. Но багдадский диктатор не из таких. Он предпочел дать бой коалиции – если, конечно, не ретировался из Ирака тайно, оставив вместо себя двойников. И не стоит думать, что он готов гордо умереть. Он рассчитывает затянуть сопротивление, заставить войска коалиции понести тяжелые потери, спровоцировать рост антивоенных настроений в США и заставить Буша прекратить операцию вторжения. Потому его клевреты и говорят о "втором Вьетнаме".

Предъявляя в понедельник свой ультиматум, Джордж Буш сказал, что начнет операцию, когда сочтет нужным. Последняя отсрочка – это тоже психологическое оружие и военная хитрость. Но президент решил проявить "вежливость королей". Сразу же по истечении срока ультиматума – в 8 вечера по Вашингтону, 4 утра по Москве – руководитель аппарата Белого дома Эндрю Кард доложил президенту, что у разведки нет сведений о том, что Саддам покинул страну. Видимо, в этот момент главнокомандующий и отдал приказ.

Спустя полтора часа, незадолго до рассвета, в Багдаде взвыли сирены воздушной тревоги, а в Вашингтоне пресс-секретарь Белого дома Ари Фляйшер сообщил журналистам, что началась первая стадия разоружения Ирака.

Президент обратился к нации 10:15 вечера по местному времени. Речь его была краткой. Он сказал, что операция не будет "кампанией полумер – нас не устроит никакой результат, кроме победы". Пообещал, что войска сделают все возможное, дабы избавить от жертв мирное население Ирака. Вместе с тем он предупредил, что Саддам использует гражданское население для прикрытия своих командных центров и вооружений. По словам Джорджа Буша, конфликт "может оказаться более продолжительным и тяжелым, чем предсказывают некоторые". В коалиции, сообщил президент, участвуют 35 стран, оказывающих существенную поддержку американо-британским войскам. Президент заявил также, что после окончания активной фазы боевых действий США возьмут на себя долгосрочные обязательства по налаживанию мирной жизни и восстановлению экономики Ирака. Президент говорил сидя в Овальном кабинете за своим письменным столом, на котором стояли повернутые к камерам фотографии его дочерей и жены с собакой.

По словам представителей Пентагона, атака на Багдад была еще не войной, а лишь подготовительной операцией, которую они называют "операцией обезглавливания". Удары, объяснили в Пентагоне, наносились исключительно по объектам, где может находиться Саддам и другие члены иракского руководства. В этой атаке участвовали крылатые ракеты Tomahawk и самонаводящиеся бомбы, сбрасываемые с самолетов F-117 Stealth морского базирования. Наземные части США и Великобритании общей численность 300 тысяч человек, танковая и авиационная группировки находятся на севере Кувейта, выдвинувшись вплотную к иракской границе. По последним сообщениям, на границе идет артиллерийская перестрелка.

О результатах ударов по Багдаду судить трудно. В иракской столице работают съемочные бригады всего двух западных телекомпаний – CNN и BBC. Компания CBS объявила вчера, что отзывает свой персонал из Ирака. После первого воздушного налета иракское телевидение показало обращение Саддама к народу. Вскоре после начала картинка исчезла, но затем восстановилась. Багдадский диктатор был облачен в военный мундир и форменный берет; на глазах у него были очки - текст читался по бумажке. Он сказал, что преступная агрессия развязана "сионистским альянсом" и что Бог, конечно же, не допустит победы неверных – они будут "унижены и разгромлены". Некоторые сентенции Саддама подтверждают его надежду на миролюбивую общественность и неприемлемый уровень потерь.

Специалисты, внимательно следившие за выступлением Саддама, говорят, что это был действительно он: у багдадского диктатора много двойников, однако они никогда не говорят вместо него – у Саддама слишком узнаваемый голос. Багдадское телевидение ничего не сказало о том, выступал ли Саддам в прямом эфире или записал свою речь заранее. В тексте речи нет ничего, что указывало бы на то, что она написана по горячим следам американской атаки.

Владимир Абаринов, 20.03.2003