статья Со щитом или под щитом

Максим Борисов, 24.01.2007

Астронавты, работающие на Луне. Иллюстрация NASA (фантазия художника) с сайта NewScientist

Астронавтов на Луне снабдят металлическими щитами

Участники будущих лунных экспедиций могут серьезно пострадать от рентгеновских вспышек на Солнце, которые случаются малопредсказуемым образом и грозят получением опасных радиационных доз в течение буквально считанных минут. Об этом свидетельствует новое исследование, выполненное американскими учеными Дэвидом Смитом (David Smith) из Лаборатории Луны и планет (Lunar and Planetary Laboratory) в Тусоне (штат Аризона) и Джоном Скало (John Scalo) из Техасского университета (University of Texas) в Остине (публикация в научном журнале Space Weather - "Космическая погода"). По результатам этой работы предлагается оборудовать лунные вездеходы специальными металлическими экранами, за которыми могут спасаться застигнутые врасплох астронавты.

Конечно, специалистам NASA уже давно было известно о том вреде, который могут нанести здоровью космических путешественников протоны и другие заряженные частицы, что производятся в ходе солнечных вспышек, однако было также известно и то, что потоки подобных частиц сравнительно легко блокируются относительно тонкими слоями обычного полиэтилена. К тому же о появлении мощных потоков подобных частиц можно узнавать заранее, ведь наблюдения за Солнцем позволяют предсказывать "неблагоприятную погоду" в районе земной орбиты за несколько часов до прихода высокоэнергичных частиц, и у астронавтов в запасе всегда есть время, чтобы найти подходящее убежище и избежать накопления опасных радиационных доз в своем организме.

Однако никто в настоящее время не может предупредить заранее о подходе волны рентгеновского излучения, поскольку рентгеновские-то лучи относятся как раз к числу самых первых признаков перемен солнечной активности... Еще совсем недавно считалось, что потоки рентгеновского излучения не так велики и не представляют собой непосредственной угрозы человеческому организму, однако теперь вот американские исследователи утверждают, что за пределами защитного "кокона" космического корабля или станции опасность от рентгеновских лучей может быть поистине смертельной.

Наблюдения за солнечными вспышками показали, что астронавт на Луне имеет примерно десятипроцентные шансы на то, чтобы получить опасную дозу рентгеновской радиации в течение каждых ста часов работы за пределами убежищ... При этом нужно, однако, учитывать, что, по мнению авторов работы, минимальный уровень радиации, который можно считать вредным для человека, составляет 0,1 грея (1 грей равен 1 джоулю на 1 килограмм живого веса, при этом 1 грей рентгеновского излучения эквивалентен 1 зиверту - поглощенной дозе радиации), и такая доза может вызвать появление кровоточащих язв и других внутренних повреждений и, конечно, многократно увеличивает риск заболеваний раком. Однако, проконсультировавшись со специалистами, мы выяснили, что заметный вред для организма начинается все-таки не с 0,1 грея, а с 0,75 грея или даже с 1,5 грея (то есть разница на порядок). Вероятно, Смит и Скало, чтобы придать нужный вес своей работе, все-таки несколько "сгустили краски"...

Выясняется, что далеко не все эксперты по радиационной опасности согласны с излишне пессимистичными прогнозами своих американских коллег. Так, Марсело Васкес (Marcelo Vazquez) из Брукхэвенской национальной лаборатории (Brookhaven National Laboratory) в Кэмп-Аптоне (штат Нью-Йорк), занимающийся изучением влияния доз радиации на здоровье человека, в интервью New Scientist указывает на то, что хотя риск для здоровья астронавтов, испытавших на себе действие солнечной радиации, несомненно, есть, все-таки вспышки, производящие большое количество рентгеновской радиации, случаются не так уж часто. "Частота этих событий очень невелика, можно надеяться, что во время экспедиции ничего такого не случится, - говорит он. - Главное беспокойство вызывают все-таки те события на Солнце, что приводят к испусканию потоков [заряженных] частиц".

Если же в ходе длительных экспедиций придется обеспечить защиту от рентгеновских лучей и застраховаться от капризов "космической погоды", то достаточно захватить с собой "зонтик" - то есть экран общей площадью в три квадратных метра и массой 21 килограмм (на Луне он будет весить в шесть раз меньше) - так можно обезопасить себя от большинства солнечных рентгеновских вспышек.

Moon astronauts face X-ray danger - New Scientist