статья Тайна ближайшего взрыва сверхновой

Максим Борисов, 07.06.2005
Снимки остатка сверхновой звезды 1987A показывают, что никаких признаков образования нейтронной звезды, скрывающейся в его сердц

В феврале 1987 года наземные наблюдатели зарегистрировали в карликовой галактике Большое Магелланово облако (спутник Млечного пути, удаленный от нас на 170 тысяч световых лет) взрыв сверхновой звезды. Пристальный интерес астрономов к этому явлению легко объясним: ведь они имели дело с самый близким взрывом такого рода из всех, наблюдаемых за последние три сотни лет. Спустя десятилетия активное исследование этого остатка сверхновой все еще продолжается. Несмотря на то, что взрывная волна осветила окружающее газопылевое облако, сделав его видимым, сама звезда, кажется, не оставила после себя никакого ядра. Теперь американские астрономы сообщают, что даже острый взгляд космического телескопа "Хаббл" (Hubble) был не в силах выявить местонахождение черной дыры или ультраплотной нейтронной звезды, что должна была оставить звезда в результате своей смерти 18 годами ранее.

"Мы думаем, что нейтронная звезда обязательно должна была сформироваться. Вопрос заключается в том, почему мы ее не видим", - поясняет астроном Женевьева Грэйвс (Genevieve Graves) из Обсерватории имени Джеймса Лика Калифорнийского университета в городе Санта-Круз (Lick Observatory, Santa Cruz), ведущий автор статьи, в которой приводятся новые данные наблюдений остатка сверхновой 1987 года. "Тайна заключается в том, что мы не знаем, куда подевалась нейтронная звезда", - вторит ей соавтор Роберт Киршнер (Robert Kirshner) из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics - CfA).

Когда взрывается массивная звезда, на ее месте обычно остается компактный объект - шар, состоящий из плотно упакованных субатомных частиц, называемый нейтронной звездой, либо же еще более плотная черная дыра. Результат зависит от массы звезды-прародителя. Звезды меньшей массы формируют нейтронные звезды, в то время как из звезд большей массы получаются черные дыры.

Прародитель сверхновой звезды SN 1987A весил в 20 раз больше нашего Солнца, таким образом он оказывался прямо на "разделительной линии", оставляя астрономов в неведении относительно того, какого именно типа компактный объект должен появиться в результате этого катаклизма. До настоящего времени все наблюдения были не в состоянии обнаружить источник излучения в центре остатка сверхновой звезды, оставляя вопрос об этом объекте без ответа.

Отыскать черную дыру или нейтронную звезду в общем случае не так-то просто. Черная дыра может быть найдена только тогда, когда она интенсивно поглощает окружающую материю, - и от взаимного трения устремляющихся в бездну частиц вещества поглощаемая материя разогревается и испускает свет как в видимом, так и в рентгеновском и в других диапазонах. Нейтронная звезда на том расстоянии, на которое удалено от нас Большое Магелланово облако, может быть обнаружена только в том случае, если она испускает пучки радиации (в качестве пульсара) или когда она поглощает разогретую материю подобно черной дыре.

Длительные наблюдения позволили исключить возможность существования пульсара в пределах SN 1987A. Даже если бы пучки-"прожекторы" пульсара не были бы нацелены прямо на Землю, они высветили бы окружающие газовые облака, чего заметить не удалось. Теория предсказывает, что может потребоваться от 100 до 100 000 лет после смерти звезды для формирования пульсара, потому что нейтронная звезда должна еще обзавестись достаточно мощным магнитным полем для того, чтобы генерировать излучение. Остаток SN 1987A может быть просто еще слишком молод, чтобы содержать пульсар.

В результате единственный способ, которым астрономы могли бы обнаружить центральный объект SN 1987A, состоит в том, чтобы искать свидетельства наличия потоков материи, выпадающих на нейтронную звезду или на черную дыру. Подобная аккреция вещества может проходить одним из двух способов: сферическая аккреция, в ходе которой материя прибывает со всех направлений, либо аккреция с образованием аккрецирующего диска (дисковая аккреция вещества) из которого материя по спирали выпадает на компактный объект.

Данные "Хаббла" исключают сферическую аккрецию, поскольку свет от такого процесса был бы достаточно ярок, чтобы его легко можно было бы обнаружить. А если все-таки имеет место аккрецирующий диск, то излучения он производит очень мало, что означает небольшую величину самого диска как в смысле размеров (меньше, чем 1010см), так и массы. Интенсивность выпадения вещества также должна быть чрезвычайно мала - меньше одной пятой массы Луны в год.

На иллюстрации вверху:
Снимки остатка сверхновой звезды 1987A, чем-то напоминающей горящую газовую конфорку, показывают, что никаких признаков образования нейтронной звезды, скрывающейся в его сердцевине, нет. Космический телескоп "Хаббл" передал это изображение в декабре 2004 года. Фото Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра с сайта www.cfa.harvard.edu

Exploding Star Left No Visible Core - Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics - Press Releases
Limits from the Hubble Space Telescope on a Point Source in SN 1987A - arXiv