статья Черная дыра расстреливает соседнюю галактику

Максим Борисов, 18.12.2007

Система галактик 3C321. Составное изображение: X-ray: NASA/CXC/CfA/D.Evans et al.; Optical/UV: NASA/STScI; Radio: NSF/VLA/CfA/D.Evans et al., STFC/JBO/MERLIN

Это составное изображение системы галактик 3C321 из скопления Abell 400 (1,4 миллиарда световых лет, созвездие Змеи) позволяет рассмотреть струю (джет), порождаемую сверхмассивной черной дырой в центре одной из галактик, "чиркающую" по краю соседней галактики. Подобное взаимодействие было обнаружено впервые. Для получения этой картинки были объединены данные от телескопов, работающих в нескольких различных диапазонах. Рентгеновское излучение было зарегистрировано космической обсерваторией "Чандра" (Chandra, фиолетовый цвет), оптический диапазон и ультрафиолетовые лучи представлены данными от "Хаббла" (Hubble, красный и оранжевый), а за радиодиапазон здесь отвечает Радиотелескоп с очень большой базой (Very Large Array (VLA) radio telescope) в Нью-Мексико (США) и MERLIN (Multi-Element Radio Linked Interferometer Network, Великобритания, голубой цвет). Именно голубым цветом окрашена струя от более крупной галактики (внизу слева), которая ударяет в спутниковую галактику (правее и выше). Струя сталкивается с галактикой-компаньонкой, разрушается и отклоняется (подобно потоку воды, бьющему из брандспойта и сталкивающемуся под углом со стеной) - яснее это можно рассмотреть на следующей иллюстрации художника (публикация о новом исследовании запланирована в начале следующего года в "Астрофизическом журнале" - Astrophysical Journal (ApJ)).

Снимок в рентгеновском диапазоне от "Чандры" свидетельствует о том, что каждая из этих галактик содержит в своем центре быстрорастущую сверхмассивную черную дыру. Изображение в видимом свете от "Хаббла" демонстрирует теплое оранжевое сияние звезд в каждой галактике. Яркие радиопятна от VLA и MERLIN указывают места, где струя сталкивается с веществом меньшей галактики, находящейся примерно в 20 тысячах световых лет от своей хозяйки, рассеивая часть этой своей энергии (расстояние сопоставимо с дистанцией, отделяющей Солнце от центра Млечного пути). Еще более обширное радиопятно, обнаруженное VLA (на фотографии, полученной с гораздо большим полем обзора) показывает, что струя простирается далеко за пределы галактик, на расстояние приблизительно в 850 тысяч световых лет.

Данные по ультрафиолетовому излучению от "Хаббла" демонстрируют наличие обширных количеств теплого и горячего газа возле галактик, что указывает не только на присутствие сверхмассивных черных дыр в обеих галактиках, но и заставляет говорить о не менее бурном прошлом всей этой системы (следствие критичного сближения двух "звездных островов"). Дополнительные данные от "Чандры", "Хаббла" и "Спитцера" (Spitzer Space Telescope, инфракрасный диапазон), которые не нашли своего прямого отражения на этой картинке, позволили сделать заключение о том, что галактики обращаются одна вокруг другой по часовой стрелке (как это наблюдается с Земли). Все это подразумевает, что галактика-компаньонка лишь совсем "недавно" оказалась на пути релятивистского джета, струя в нее, скорее всего, ударила менее миллиона лет назад (что сравнимо со временем, за которое свет мог пройти путь до наблюдаемого конца струи). Этот относительно короткий космический временной интервал, что делает такое событие чрезвычайно редким явлением.

Впрочем, печалиться по поводу редкости подобных явлений могут только удаленные наблюдатели, для самих возможных обитателей этих галактик близость катаклизма грозит страшной бедой: потоки высокоэнергетичного излучения могут нанести непоправимый ущерб атмосферам любых планет даже в соседней галактике, которая лежит на пути струи-джета. Ведущий автор исследования Дэниел Эванс (Daniel Evans) из американского Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics - CfA) пояснил, что гамма-излучение фатально скажется на озоновом слое обитаемой планеты, вставшей на пути такого пучка. Стерилизация планеты произойдет за считанные годы или даже месяцы.

Наша Земля, конечно, тоже попадает в "зону действия" джетов от некоторых удаленных сверхмассивных черных дыр (наблюдаемых в таком случае у нас как "блазары" - "blazars"), однако это уже совсем другая история - расстояния в миллионы или миллиарды световых лет оказываются достаточной гарантией того, что эти выбросы станут совершенно безопасными.

3C321: Black Hole Fires at Neighboring Galaxy - Chandra Photo Album