статья "Хаббл" нашел кольцо из темной материи

Максим Борисов, 16.05.2007

Скопление Cl 0024+17 с кольцом из темной материи. Изображение NASA, ESA, M.J. Jee and H. Ford (Johns Hopkins University) с сайта www.nasa.gov

C помощью Усовершенствованной камеры для обзоров (Advanced Camera for Surveys - ACS) космического телескопа "Хаббл" (Hubble Space Telescope), изучавшей фоновые галактики, американским, европейским и израильским астрономам удалось обнаружить призрачное кольцо, состоящее из темного вещества, сформировавшееся в ходе давнего (1-2 миллиарда лет до наблюдаемого состояния) чудовищного столкновения между двумя массивными галактическими скоплениями. Открытие этого "темного кольца" (о котором было объявлено во вторник) можно считать одним из самых убедительных доказательств существования темной материи (соответствующая статья появится 1 июня в "Астрофизическом журнале" - Astrophysical Journal).

"Впервые нам удалось обнаружить скопление темного вещества в виде уникальной структуры, которая отличается от облаков газа и галактик в скоплении, - говорит астроном Мюнгкук Джеймс Джи (Myungkook James Jee) из Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) в Балтиморе (США, штат Мэриленд), входивший в группу специалистов, обнаруживших кольцо из темной материи. - Когда я впервые увидел это кольцо, то был весьма раздосадован, потому что счел его обыкновенным артефактом, вызванным какими-то недостатками в программе, обрабатывающей наши данные. Я долго не мог поверить в реальность этого результата. Однако чем больше старался удалить это кольцо, тем явственнее оно проступало. Потребовалось больше года на то, чтобы я смог убедиться, что это кольцо вполне реально. Я просмотрел множество изображений скоплений и нигде не видел ничего подобного".

Поперечник этого кольца составляет 2,6 миллиона световых лет, наличие его выявлено в скоплении CL0024+17, находящемся в 5 миллиардах световых лет от Земли. Расположение невидимых облаков темной материи помогают "визуализировать" искажения, вызванные эффектом гравитационного линзирования (gravitational lensing), при котором деформируемое пространство (в согласии с Общей теорией относительности Эйнштейна) словно в гигантской линзе усиливает свет от отдаленных фоновых галактик.

Проблема темного вещества в астрофизике возникла тогда, когда выяснилось, что вращение галактик (включая наш собственный Млечный путь) невозможно корректно описать, если учитывать лишь содержащуюся в них обычную видимую материю (все они в таком случае должны были бы разлететься и рассеяться). Необходимо еще присутствие таинственной формы невидимой материи, действие которой проявляется исключительно при гравитационном взаимодействии с другой материей, ну а ее запасы во Вселенной превосходят массу обычной материи раз в шесть. До сих пор неясно, какова природа этого самого темного вещества, и поэтому некоторые ученые утверждали, что какая-нибудь модификация законов гравитации могла бы объяснить все парадоксальные наблюдения - без всякой потребности в сомнительной новой сущности. Как правило, в этих теориях сила гравитации, порождаемая обычной материей (а другой там и нет) увеличивается с ростом космических масштабов по сравнению с той, что предсказывают теории Ньютона и Эйнштейна. Однако открытия скоплений темной материи убедительно показывают, что подобный подход бесперспективен.

В прошлом году NASA уже удалось выявить обособленные скопления темного вещества при изучении объекта, получившего обозначение 1E0657-56. Это так называемое "Скопление Пули" ("Bullet Cluster", название оно получило по форме облака), которое представляет собой место столкновения двух скоплений галактик, 100 миллионов лет назад "врезавшихся" друг в друга на скорости 4700 километров в секунду. Наблюдения, проведенные с помощью рентгеновской космической обсерватории "Чандра" (Chandra), "Хаббла" и наземных обсерваторий, показали, что два скопления, прошедших одно сквозь другое, "спутались" своими видимыми облаками, состоящими из горячего газа, ну а темная материя, не испытывающая никакого сопротивления, прошла беспрепятственно, тем самым вызвав к жизни эффект естественного природного "сепаратора".

На иллюстрации:
Скопление Cl 0024+17 (ZwCl 0024+1652) с кольцом из темной материи. Hubble Space Telescope - ACS/WFC. Изображение NASA, ESA, M.J. Jee and H. Ford (Johns Hopkins University) с сайта www.nasa.gov

Hubble Finds Ghostly Ring of Dark Matter
Hubble Finds Ring of Dark Matter