статья Астрономы изобрели метод поиска неведомого типа черных дыр-середнячков

Максим Борисов, 11.03.2004

Астрономы возможно изобрели новый способ поиска представителей долгожданного "промежуточного" типа черных дыр (с массами, в несколько сотен раз превышающими массу нашего Солнца), что должны заполнить зияющий пробел между "звездными" черными дырами (порядка 10 солнечных масс) и их сверхмассивными "кузенами"-монстрами, обитающими в ядрах галактик.

Совокупность дистанционных замеров температуры и рентгеновских наблюдений позволила группе американских исследователей отобрать среди множества рентгеновских источников из четырех различный отдаленных галактик те объекты, которые могли бы быть таким промежуточным звеном в "семье" черных дыр. Такие "маяки", по всей видимости, слишком прохладны, чтобы оказаться нейтронными звездами или черными дырами звездного типа, но при этом испускают рентгеновское излучение с большей энергетической отдачей, чем эти объекты.

"Пока нет никаких прямых свидетельств существования промежуточного типа черных дыр, - говорит лидер группы исследователей Розанне Ди Стефано (Rosanne Di Stefano), астрофизик из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics - CfA). - Очень трудно идентифицировать их теми способами, с помощью которых мы находим сверхмассивные черные дыры в центрах галактик или звездные черные дыры". В 2002 году группа астрономов объявила об открытии по крайней мере одного представителя этого самого промежуточного класса черных дыр, однако позже в их расчетах была выявлена ошибка.

Теперь исследователи воспользовались космической рентгеновской обсерваторией "Чандра" (Chandra) для того, чтобы рассмотреть объекты, названные "квазимягкими" рентгеновскими источниками из-за их низких температур, которые составляют самое большее четыре миллиона градусов Цельсия. Это значительно ниже температур, ожидаемых для "жестких" рентгеновских источников вроде нейтронных звезд или звездных черных дыр (температура которых составляет 10-100 миллионов градусов), но они все же горячее, чем "мягкие" рентгеновские источники, подобные белым карликам. Несмотря на свои относительно "низкие" температуры, эти квазимягкие объекты испускают рентгеновские лучи большей мощности, чем то, на что способны простые нейтронные звезды или звездные черные дыры.

Впрочем Альберт Конг (Albert Kong), астрофизик, который также принимал участие в этих исследованиях, заявил, что "низкая" температура и найденные излучающие квазимягкие источники на самом деле вполне подходят под теоретические модели сразу нескольких типов объектов: "промежуточных" черных дыр, белых карликов, звездных черных дыр и нейтронных звезд. "В основном мы можем исключить только белых карликов, - говорит он. - Для них полученная температура слишком высока".

Уверенность в том, что речь идет именно об искомом новом типе ЧД, по мнению Ди Стефано, дает то, что оптические и радионаблюдения в совокупности с рентгеновскими фотографиями и дополнительными данными по составу окружающей среды вокруг этих объектов поддерживают вышеозначенную версию. Изображения аккреационных дисков, высокие температуры и мощное радиоизлучение, исходящее от них, указывают на существование в этих областях пространства чего-то среднего между звездными и сверхмассивными черными дырами, считает она. Но, как видим, полной уверенности в том, что долгожданные "середнячки" наконец нашлись, нет и у авторов открытия. Поэтому речь и идет прежде всего об общих методах, которые можно применить для будущих тщательных поисков.

На иллюстрации:
Наблюдения спиральной галактики M101 и нескольких других близлежащих галактик (M83, M51, NGC 4697), проведенные с помощью космической рентгеновской обсерватории Chandra, позволили выявить новый класс рентгеновских источников. Эти таинственные рентгеновские маяки, которые на приведенном здесь изображении выглядят зелеными "алмазами", называются "квазимягкими" источниками, поскольку имеют температуру в диапазоне от одного до четырех миллионов градусов Цельсия. Фото NASA/CXC/SAO/R.DiStefano с сайта chandra.harvard.edu

Enigmatic X-Ray Sources Point to Possible New Black Hole Population - Chandra Press Room
New Method May Help Find Black Hole Middleweights - Space.com