Обама, Кэмерон и Саркози написали открытое письмо Каддафи
В Ливии невозможно установление мира, пока Муамар Каддафи находится у власти. Об этом говорится в открытом письме президента США Барака Обамы, премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и президента Франции Николя Саркози, опубликованном в Washington Post. "Пока Каддафи находится у власти, НАТО и его партнеры по коалиции должны продолжить операции, чтобы защитить гражданское население и усилить давление на режим", - говорится в письме.
Путь к миру должен начаться с прекращения насилия "не на словах, а на деле". "Режим должен прекратить осаду городов, в том числе Адждабии, Мисураты и Зинтана, а его войска должны вернуться в казармы", - пишут Обама, Кэмерон и Саркози.
"Позволить полковнику остаться у власти было бы равнозначно предательству ливийского народа", - пишут лидеры трех стран. При этом они отмечают, что не хотят свергать Каддафи силой. Трое лидеров сошлись во мнении, что НАТО соблюдает резолюцию Совбеза ООН по Ливии. Накануне президент России Дмитрий Медведев заявил, что резолюция не предусматривала вмешательства НАТО.
13 апреля общеарабская газета "Аш-Шарк аль-Аусат" сообщила, что Каддафи готов добровольно отказаться от власти, если на время до избрания нового лидера руководство Ливией перейдет к его сыну Сейфу аль-Исламу. Также Каддафи потребовал гарантий личной безопасности для себя и своей семьи и назначения его после сложения полномочий на символическую должность во власти. По информации газеты, окружение Каддафи уже проинформировало руководство ливийской оппозиции об этих условиях отставки главы государства. Сам ливийский лидер, по словам неназванного источника, "как никогда ранее склоняется к поиску политического решения кризиса".
Каддафи ни при каких условиях не хочет покидать "страну своих предков" и намерен занять в будущих властных структурах Ливии "символический пост". Также он настаивает на том, чтобы церемония передачи властных полномочий прошла "с почестями и гарантиями личной безопасности" Каддафи и его близких.
По утверждению издания, все три условия вполне приемлемы для лидеров оппозиции, поскольку "положение ее войск на фронтах не слишком хорошее". "Нам необходимо оружие, бойцы и деньги. Если существует политическое и мирное решение кризиса, почему нет", - цитирует газета представителя оппозиции. "Если Каддафи уйдет и Ливия станет современным демократическим и правовым государством, за что нам воевать?" – заявил "Аш-Шарк аль-Аусат" один из представителей повстанцев.
В то же время, встречаясь с делегацией по урегулированию ливийского кризиса от Африканского союза, повстанцы вновь отвергли любые варианты договоренностей с полковником. С самого начала противостояния с правительственными войсками главным условием перемирия оппозиция называет отречение от власти всех членов клана Каддафи. Сам диктатор принял условия делегации Африканского союза в составе президентов ЮАР, Мавритании, Мали и Конго и главы МИД Уганды. Их план выхода из кризиса предусматривает немедленное прекращение огня, обеспечение поставок гуманитарной помощи и начало диалога между представителями различных социальных групп и племен, составляющих ливийское общество. Один из участников переговоров с Каддафи, прошедших в Триполи 10 апреля, обмолвился, что обсуждалась на них и возможность ухода полковника в отставку, однако подробностей раскрывать не стал.
Статьи по теме
Муамартовские иды
Еще неделю назад об участии США в военной операции против режима Каддафи в Вашингтоне не хотели и слышать. Но В итоге Обама решился. Возможно, одним из самых веских аргументов стала необходимость в преддверии новой избирательной кампании сбалансировать внешнюю политику в сторону поддержки демократических сил в мире.
Советы без опасности
Перед лицом ливийского кризиса Запад оказался без лидера. Если в египетском случае говорили о запоздалой реакции Вашингтона, то в ливийском говорят о параличе воли. Обама подтвердил свою репутацию беспечного мечтателя и прожектера, идеалиста, который верит во все хорошее и против всего плохого.
Эпоха разногласности
Не прошло и трех лет президентства Дмитрия Медведева, а он уже открыто критикует Владимира Путина. Стоило премьеру по привычке обругать коварный Запад по поводу войны в Ливии, как из Кремля последовал окрик: такие заявления "недопустимы". Неужели ливийский вопрос расколол тандем - или Путин и Медведев только тешатся? Мнения экспертов разноречивы.