статья Эпоха разногласности

22.03.2011

Не прошло и трех лет президентства Дмитрия Медведева, а он уже открыто критикует своего партнера по тандему. Стоило премьеру Путину по привычке обругать коварный Запад по поводу войны в Ливии, как из Кремля последовал окрик: такие заявления "недопустимы". Неужели в правящей двойке наконец обозначился раскол - или Путин и Медведев только тешатся? Мнения экспертов разноречивы.

Владимир Путин. Фото пресс-службы правительства
Владимир Путин
Эта резолюция Совета Безопасности, безусловно, является неполноценной и ущербной. Если посмотреть, что там написано, то сразу станет ясно, что она разрешает всем предпринимать любые действия в отношении суверенного государства. Вообще все это мне напоминает средневековый призыв к крестовому походу, когда кто-то призывал кого-то идти в определенное место и чего-то освобождать.

...Теперь на очереди Ливия под предлогом защиты мирного населения. Но при нанесении бомбовых ударов по территории гибнет как раз это мирное население. Где же логика и совесть? Нет ни того, ни другого.

...Сегодняшние события, в том числе и в Ливии, лишний раз подтверждают правильность того, что мы делаем по укреплению обороноспособности России.

Дмитрий Медведев, премьер-министр России
Я не считаю эту резолюцию (Совбеза ООН по Ливии. - Ред.) неправильной. Более того, я считаю, что эта резолюция в целом отражает и наше понимание происходящего в Ливии. Но не во всем. Поэтому мы своим правом вето не воспользовались, и, как вы понимаете, это был квалифицированный отказ от ветирования с вполне понятными последствиями. Поэтому, если сегодня пытаться бить себя крыльями по корпусу и говорить, что, мол, мы не понимали, что делали, это было бы неправильно: мы сознательно это сделали, и в этом были мои инструкции Министерству иностранных дел. Они были выполнены.

...А то, что в настоящий момент по-разному характеризуют происходящее, – я считаю, нужно всем быть максимально аккуратными в оценках. Ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций, типа «крестовых походов» и так далее. Это неприемлемо. В противном случае все может закончиться гораздо хуже, чем даже это происходит сегодня. И об этом должны помнить все. Ещё раз хотел бы подчеркнуть: всё, что происходит в Ливии, связано с абсолютно безобразным поведением, которое осуществлялось руководством Ливии, и теми преступлениями, которые были совершены против собственного народа.

Дмитрий Песков. Фото с сайта g8russia.ru
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента
Мы говорим о разных уровнях оценки. Оценка, которая изложена премьером, является ничем иным, как его личной точкой зрения, а оценка, заявленная главой государства, является единственной официальной позицией Российской Федерации, которой все и придерживаются.
Виталий Третьяков. Фото "Эха Москвы"
Виталий Третьяков, декан факультета телевидения МГУ
Вчерашнее выступление Медведева было развернутым, не по одному, а по нескольким пунктам, ответом именно Путину. И очевидно, что Медведев сам инициировал свой ответ Путину, а не просто отреагировал на «провокационный вопрос» ушлого журналиста. Более того, Медведев ответил второму члену «правящего тандема» не обтекаемо или косвенно, а четко, пункт за пунктом и категорично. И даже упрекнув за «безответственность» использования сравнения с «крестовыми походами». Такого раньше никогда не бывало... То есть сделать вид, будто бы ничего не случилось, уже не удастся.
Владимир Рыжков. Фото А.Карпюк/Грани.Ру
Владимир Рыжков, ответственный секретарь РПР-ПАРНАС
Он (Медведев. - Ред.) считает, что Путин залез не на свою поляну. Совбез - прерогатива президента, и ясно, что он дал команду голосовать за резолюцию, а Путин выступил против. И все это происходит в условиях, когда у нас нет осознанной как внешней, так и внутренней политики, вместо этого - каша.
Леонид Гозман, психолог, политик
Мне кажется, что это очевидное личное противостояние. Совершенно очевидно, что президент и премьер во многом символизируют различные части российской элиты, которые расходятся не только в международных подходах, но и по экономическим, социальным и другим вопросам.
Илья Барабанов, зам. главного редактора The New Times. Фото с сайта liveinternet.ru
Илья Барабанов, зам. главного редактора The New Times
У Путина и Медведева, видимо, здесь наметились какие-то стилистические разногласия, потому что, видимо, все-таки Медведев, как и большинство цивилизованного мира, считает, что бомбить собственный народ - это перебор.
Михаил Фишман. Фото радио "Маяк"
Михаил Фишман, политический обозреватель
...Никогда еще Медведев не говорил, имея в виду Путина, что тот хлопает «по корпусу крыльями» и ведет «к столкновению цивилизаций». Ставки выросли.

...На этот раз президент впервые резко осадил премьера, когда тот вдруг стал хозяйничать на поляне, уже освоенной и даже отчасти модернизированной Медведевым: внешняя политика, пожалуй, единственная сфера, где ему есть что предъявить спустя три года.

...Чем громче скандалы, тем очевиднее: скоро конец двоевластию. Как они правили еще недавно, Путин с Медведевым вместе править Россией уже не могут.

Матвей Ганапольский. Кадр "Первого канала"
Матвей Ганапольский, журналист
Кто дал право ПРЕМЬЕРУ высказываться по внешнеполитическим вопросам?

...Путин дискредитирует страну перед миром. Он опускает не Медведева – он опускает Россию, потому что мир не понимает, кто руководит страной.

Путин реальный политик – это без сомнений. Так, может, хватит «подвешивать страну на яйца» (Мих. Дворкович) и выставить свою кандидатуру против Медведева?

Глеб Павловский. Фото Дмитрия Борко/Грани.Ру
Глеб Павловский, политтехнолог
Путин совершенно прав, резолюция ООН трактуется явно расширительно. Она не давала права на вмешательство в гражданскую войну на одной стороне, что происходит сейчас.

http://rusnovosti.ru/news/138029/

Высказывания Путина вызвали резкий ответ Медведева, который надо интерпретировать как напоминание о норме необходимой лояльности для участников тандема, которые не могут вести конкурентные предвыборные кампании. Cвоим заявлением Путин создал повод для людей, которые ищут раскола в тандеме. Он невольно послал противоречивый сигнал тем, кто ищет возможности объединиться против Медведева и его политики. Такой сигнал стал ошибкой премьера, и за это действительно, схватились не только противники Медведева но и противники Путина, все те, кто хочет расколоть тандем, дестабилизировать всю ситуацию.

Путин не может не понимать, что может начаться формирование разных платформ, и дирижировать этим процессом будет уже не Путин или Медведев, а популистские протестные настроения масс. Если премьер к этому готов, то он может двигаться в этом направлении. Но полагаю, что он этого не хочет.

Константин Ремчуков. Фото с сайта http://vip-volga.narod.ru/remchukov/remchukov.html
Константин Ремчуков, главный редактор и гендиректор "Независимой газеты"
Отношения в тандеме вышли из того сценария, на который оба участника тандема рассчитывали, когда тандем создавали. Логика политической борьбы, логика перспектив заставляет их более четко фиксировать свои политические позиции и проявлять свою политическую личность. Путин, хотя по статусу он премьер и вроде бы это не его компетенция, но он лидер правящей партии и национальный лидер, он не может воздержаться от переполняющих его чувств в отношении ситуации в Ливии. Медведев как президент не может сглотнуть этот комментарий. Потому что скорее всего Чуркин выполнял волю Медведева, эта воля, вполне возможно, могла быть согласована в беседах с Байденом, что Россия не будет блокировать, ветировать резолюцию Совбеза ООН. Так что это сулит нам очень интересный год впереди, и, вполне возможно, все пойдет не по тому сценарию мирных договоренностей, кто пойдет на следующий срок.
Дмитрий Шушарин. Фото Граней.Ру
Дмитрий Шушарин, историк, публицист
Я всегда полагал, что разногласия внутри тандема - выдумка агитпропа. Но сегодня, кажется, серьезно и по существу. И вот почему. От потери ливийских контрактов пострадало, по всей видимости, ближнее окружение Путина, ввязавшиеся в это дело под его гарантии. Цена вопроса - миллиарды. Не считая уже тех четырех, которые простили.

Вот он и не выдержал. Давят. Но исправить уже ничего нельзя. Если так, то все серьезно. В первый раз.

Евгений Минченко. Фото с сайта foto.delfi.ua
Евгений Минченко, директор Института международной политической экспертизы
Это первый случай, когда мы видим принципиальное различие позиций президента и премьера. И это не просто ситуативная история, а демонстрация двух линий. Одна линия - линия Путина - основана на том, что Россия никогда не станет частью западной элиты, а значит, надо жестко продвигать свои интересы любой ценой. Другая - линия Медведева - базируется на том, что у России сохраняется шанс войти в евроатлантическую элиту, следовательно, нужно взаимодействовать с Западом на ценностной платформе.
Иван Давыдов. Фото с сайта www.mediaatlas.ru
Иван Давыдов, публицист
Малыш, то есть, отчетливо хочет на второй срок, и наглядно показывает, откуда собирается просить помощи. А дедушка уже выиграл сегодня выборы, но по-прежнему не факт, что он на них соберется.
Михаил Виноградов (2), президент фонда "Петербургская политика"
Это, безусловно, самая живая из публичных дискуссий, которые были между Медведевым и Путиным, границы допустимого в дискуссии президента и премьера расширились.
Остап Кармоди. Фото с сайта http://observers.france24.com/
Остап Кармоди, журналист
Российская политика, как известно, - это борьба бульдогов под ковром. Если не под ковром, - значит это не борьба. Просто Путин работает на внутренний рынок, а Медведев - на экспорт. Разделение труда. И выборы они нынче выигрывают в своем узком кругу, в баньке какой-нибудь, а никак не в СМИ.
Дмитрий Орлов, политолог
Прежде всего, позиция президента больше интегрирована в систему принятия решений по внешней политике. Позиция Владимира Путина в большей степени отражает наши национальные интересы и основана на понимании того, что эта резолюция открывает путь для интервенции и насильственных действий. Мне кажется, это две части одной игры, которую ведет наш тандем во взаимодействии с мировым сообществом по поводу Ливии.

...Медведев высказывает некую официальную, консолидированную позицию России, а Путин высказывает частное мнение серьезного политика, главы правительства. Эти мнения явно адресованы разным аудиториям.

Борис Макаренко, руководитель Центра политических технологий
Нет сомнения, что решение по голосованию по резолюции было консенсусным для членов тандема. А дальше началась игра преимущественно на внутриполитическом поле.
Дмитрий Бадовский, политолог
Было понятно, что оба лидера будут выступать на эту тему. Мне кажется, что это лишний раз доказывает, что ситуация вполне согласованная. То есть это, в общем, в некотором смысле, совместная игра - игра сложная, непростая, это новая модель, это в такой довольно сложной ситуации коммуникация с разными аудиториями.
Кирилл Рогов, независимый обозреватель
Мне кажется, эти слова про крестовый поход, сказанные премьер-министром, это сугубо внутреннего потребления речь. У меня нет ощущения, что это свидетельство какого-то раскола, существующего между премьер-министром и Дмитрием Медведевым. Традиционно Владимир Путин говорит жестко, он такой жесткий, такое народное что-то говорит, против Запада, твердо кому-то все время грозит. А Дмитрий Медведев говорит что-то такое мягкое, вальяжное, приятное.
Александр Аверин, пресс-секретарь "Другой России"
Нет никаких «противоречий». Есть разные сигналы, посылаемые единым российским руководством разным политическим субъектам. «Интеллигент» Медведев, поддерживая операцию в Ливии, посылает сигнал Западу и либералам. «Бруталово» Путин, выступая против «крестоносцев», посылает сигнал арабским странам и патриотам.
12. Станислав Белковский. Фото Д.Борко/Грани.Ру
Станислав Белковский, политолог, публицист
В первую очередь это адресовано Западу с целью показать, что между ними есть идеологические различия, в силу которых страны, которые бомбят Ливию, должны поддержать Медведева. Но на самом деле таких различий между этими двумя политиками нет, все это — политтехнологическая игра.

http://www.gzt.ru/topnews/politics/-medvedev-i-putin-razoshlisj-v-voprose-krestovyh-/353144.html

Приближается кампания по выдвижению Дмитрия Медведева на второй срок. В преддверии этой кампании очень важно принудительно позиционировать Владимира Путина как носителя ценностей архаики и антизападничества, а Медведева – как западника и модернизатора.

Юрий Пронько
Юрий Пронько, радиоведущий
Что касается "сенсационных" заявлений о том, что Медведев типа наехал на Путина, дескать, дуумвират разваливается на глазах, тандем вошел в штопор - все это чушь! На кого это рассчитано, на лохов? Нет Медведева без Путина, как и уже нет Путина без Медведева. Ссылки на то, что окружение двух руководителей страны уже под "ковром" ведет беспощадные бои, на самом деле безосновательны. Потому как окружение - это всегда были конкурирующие группировки, и вести "бульдожьи схватки под ковром" - это нормальное, естественное состояние. Политическая дискредитация и "гибель" Путина,очень больно шарахнет по нынешнему президенту, равно как и провал "проекта преемник" нанесет серьезный урон и по так называемому "нацлидеру". Потому все разговоры о расколе в тандеме не более чем выдаваемое желание, которое к действительности не имеет никакого отношения. Этакая "ливийская" разводка для лохов. Причем в качестве лохов выступает не российский народ, а его так называемая политическая и бизнес элиты. Потому как этим дешевым небожителям, равно как и проституткам с российского ТВ, придется делать выбор при его очевидном отсутствии.
Игорь Юргенс. Фото ''Российской газеты''
Игорь Юргенс, глава ИНСОРа
Президент отвечает за внешнюю политику, а премьер — за внутреннюю. Президент имеет право поправить кого угодно, включая Путина. Когда президент США поправляет вице-президента, в том числе в вопросах России, никто не говорит о том, что у них конфликт.
Алексей Венедиктов. Фото Е.Михеевой/Грани.Ру
Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции "Эхо Москвы"
1. Проблемы в Ливии и с Ливией перед голосованием в СБ ООН обсуждали и члены Совбеза РФ в присутствии и Медведева, и Путина. Решение «пропустить» и не ветировать резолюцию ООН было консенсусным решением, хотя, говорят, Путин обронил несколько замечаний на этот счет.

2. Путин искренне негодует, увязывая позиции американцев через цепочку Белград-Багдад-Кабул-Триполи, считая, что они «надули» РФ и мировое сообщество в очередной раз, и «надули» Дмитрия Медведева..

3. Путин абсолютно не ожидал такой резкой реакции Медведева. Он скорее всего считал, что его позиция открывает дверь президенту для корректировки после надувательства американцев.

4. Никакая это не предвыборная кампания, а недостаток коммуникации между лидерами тандема.

5. После этого оба смотрели за реакцией властной элиты и изрядно потешались над метаниями нескольких особо нервных товарищей.

6. Ложечки нашлись, но огорчение там осталось.

Михаил Барщевский, полпред правительства в судебных органах РФ. Фото с сайта "Эхо Москвы"
Михаил Барщевский, полпред правительства в судебных органах РФ
Один сказал "крестовый поход", а другой сказал, что нельзя говорить "крестовый поход". Пускай разбираются между собой, но с моей точки зрения, крестовый поход - это вещь положительная, а не отрицательная. Поэтому спорить о том, что хорошо, а что еще лучше - я так воспринимаю этот спор.
22.03.2011


новость Новости по теме