От похмелья к посланью
Последний день длительных и тягостных праздников был немного освежен новостью о дате оглашения послания президента России Федеральному собранию. Хоть какая-то, но новость. Другое дело, что в этом году, в отличие от двух предыдущих, особо напряженного ожидания этого события не наблюдалось. Обозреватели ехидствовали: чего, собственно, ждать? Ведь в прошлом году президент провозгласил главной задачей административную реформу. Ее как не было, так и нет. По линейной логике ждут того, что Путин обвинит в ничегонеделании правительство и его главу. Который готовит 15 мая наезд на Грефа и его ведомство по тому же самому поводу. Все правильно, но кто сказал, что все означенные персонажи и прежде всего президент подчинены законам логики? Может, в их действиях следует искать логику иного рода? Ту, например, которая позволила Леониду Ильичу Брежневу, с коим все чаще сравнивают Владимира Владимировича Путина, продержаться у власти целых восемнадцать лет.
Это логика тихого скольжения по поверхности политической жизни, словоговорения, самонаграждения, самодостаточности, самодовольства и несобытийности. Точнее, ложной событийности, когда в информационном пространстве место событий заменяют торжественные зачтения, выступления, страшилки и пугалки. Всё кроме осмысленного и конструктивного изменения действительности. Разумеется, есть еще интриги, усилия, направленные на удержание власти и ее конвертацию. И очень забавно наблюдать, как в условиях информационной свободы мелкая возня государственных мужей открыто обсуждается в обществе на фоне их надувания щек. Чего, в самом деле, ждать от послания? "Расстановки акцентов", как говаривали во времена агитпропа? А от этих акцентов хоть что-то зависит? Или есть еще какие-то иллюзии относительно способностей нынешней власти к конструктивным действиям? Их не осталось даже у тех несчастных правых либералов, которые все еще никак не могут примириться с крушением очередных иллюзий. Правда, не примиряются они не совсем бескорыстно, но это уже их частное дело. Каждый устраивается как может, но ничто не компенсирует человеку ощущение того, что его используют.
Так что интриги с ожиданием послания не будет. Ну выступит, ну огласит. А дальше что? Куда интереснее не гадать о том, что, возможно, будет, а взглянуть еще раз на то, что уже было: на празднование Дня Победы. Не о параде речь, не о приветствии президента, даже не о столкновении ветеранов с Алексеем Симоновым в эфире НТВ. Речь об общей эстетике праздника, напоминающей не сорокалетие даже, а тридцатилетие победы. Недаром на одном из телеканалов гнали архивный "Голубой огонек" семьдесят пятого года. А на других царили тоскливые застойные фильмы. Странно, что "Освобождение" не показали, но оно, боюсь, слишком эпично для нынешней власти. Так, все больше какая-то серятина, за исключением разве что "Жени, Женечки и катюши". Мало того, московские автобусные и троллейбусные остановки были оформлены плакатами с кадрами из этих фильмов. То есть в этом году в Москве нельзя было увидеть фотографий военных лет, собственно, документов. Это весьма показательно – кадры из фильмов. Очевидно, что никакой четкой системы ценностей, представлений о национальной истории, национальном настоящем и общем будущем у власти нет. Так, какой-то мусор из советского идеологического потока семидесятых-восьмидесятых и ничего более. Не идеологии, подчеркиваю я, - Конституция запрещает государству обзаводиться ею – а именно внятной системы представлений о себе мире нет у российской элиты. И потому в течение трех дней информационное пространство и даже улицы столицы забиваются какой-то пыльной мурой, какими-то общими словесами о победе, за которыми нет ни осмысления этого события, ни даже каких-то гражданских и национальных чувств, а когда наступает словесное похмелье, обществу предлагается принять участие в новом пустом ритуале. В совместном напряженном ожидании царского слова, от которого, как всем очевидно, так же странно ждать осмысленного отношения к жизни, как и от отчетных докладов Леонида Ильича Брежнева.
Впрочем, отчетные доклады имели одно преимущество – они были о чем-то уже происшедшем. О пятилетних планах, помнится, докладывал предсовмина. Послание же президента есть феномен иной политической культуры – нацеленной в будущее. Но чего не могут, того не могут. Значит, придется самим.
Статьи по теме
Как образ входит в образ
50 лет назад Президиум ЦК КПСС принял необычное постановление - было решено отказаться от портретов вождей как средства пропаганды. Однако лики Хрущева, Брежнева и прочих верховных начальников были атрибутом нашей жизни почти до самого конца советского режима. В путинской России образ президента также постепенно входит в быт.
Читайте очерк историка Бориса Соколова.
От похмелья к посланью
В этом году День Победы был проведен в лучших брежневских традициях, становящихся доминирующими в российской политической культуре. Чтобы сгладить похмельные переживания, обществу сообщили, что 16 мая президент все-таки выступит с посланием Федеральному собранию.
Кремль, разделившийся в себе
Пока в Кремле готовились отметить трехлетие пребывания Владимира Путина у власти, в его ближайшем окружении стремительно вызревало недовольство. Как стало известно Граням.Ру, "чекисты", вдохновясь стоическим примером министра Грефа, предъявили Путину нечто вроде ультиматума: либо президент отказывается от услуг "олигархической камарильи", либо они уходят в отставку. Под "камарильей" подразумевается "непитерская" часть правительства и администрации.
Размышления перед парадным пролетом
9 мая военный парад в Москве пройдет относительно скромно - на Красной площади не будет тяжелой техники. Зато в Грозном праздничная демонстрация российской боевой мощи будет впечатляющая: в воздух поднимутся вертолеты и пикирующие бомбардировщики. Казалось бы, на фоне широко рекламируемого замирения Чечни не очень-то разумно пугать уцелевших от войны местных жителей зловещим ревом авиационных моторов. Но, как считает обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн, в таком парадном пролете есть глубокий скрытый смысл.
Президент провел военные игры в Центральной Азии
Владимир Путин посетил Таджикистан главным образом для того, чтобы поприсутствовать на саммите Организации договора о коллективной безопасности. Лидеры шести бывших советских республик много говорили об укреплении стратегического сотрудничества и совместной реакции на новые вызовы. Однако, как замечает обозреватель Граней.Ру Виталий Портников, некоторые наши партнеры по ОДКБ поддаются давлению Кремля ничуть не больше, чем тот российский солдатик, который отказался сразу проиграть верховному главнокомандующему трогательную партию в нарды.
От законодательной власти требуется исполнительность
Согласно законопроекту, принятому Госдумой в первом чтении, Владимир Путин берет на себя контроль над ФСБ, отстраняя от этого дела правительство. Спецслужба, которая обзавелась своей бронетехникой, боевым флотом и авиацией, чья численность в одночасье выросла втрое, - такая сила должна принадлежать только одному. И дискуссии тут неуместны. "Полагаю, - пишет президент думцам в "сопроводиловке" к законопроекту, - что проект указанного федерального закона может быть рассмотрен Государственной думой в первоочередном порядке с учетом вступления его в силу с 1 июля 2003 года". И Дума мешкать не стала.
Читайте комментарий Владимира Темного.
Путин учит полпредов: сами, сами…
23 апреля в Кремле состоялась встреча президента РФ Владимира Путина с его полномочными представителями в федеральных округах. Через месяц институту полпредов исполняется три года. От президента ожидали подведения итогов работы по укреплению властной вертикали и разговора о новых полномочиях наместников.
Покушение на "Основы"
Переиначив структуру силового блока, Владимир Путин поставил крест на документе, который с сентября прошлого года российские силовики считали для себя программным. Дело в том, что в утвержденных Путиным "Основах государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 года" не только речи нет о слиянии ФПС с ФСБ и упразднении ФАПСИ, но наоборот - говорится о необходимости девоенизировать Лубянку. Почему же президенту пришлось срочно, в обход закона, перечеркивать свои собственные решения?
Подробности в статье Владимира Темного.
Бардак минус свобода
История пошла по кругу, и то, о чем знали отдельные интеллигенты безо всякого Путина, подтвердилось в новейшие времена. Подтвердилось, что общий раздрай и развал – якобы примета и следствие демократии в России – прекрасно развиваются и в эпоху тоталитарных строгостей, зажима, несвободы. Причем удушение свободы воспринимают как беду единицы. Бардак минус свобода – таков, по-видимому, диагноз эпохе, но вряд ли с ним согласятся граждане.
Пони бегает по кругу
Три года тому назад Владимир Путин победил на президентских выборах. Страна дала политический кредит человеку, не представившему никакой программы. Просто, как в столкновении Остапа Бендера и отца Федора, "победила молодость". Относительная, конечно, но все-таки приятно было видеть на посту главы государства живого подвижного человека, которому не было еще пятидесяти лет.
За прошедшие три года Владимир Путин отметил свой юбилей и... И, собственно, все. Других достижений, равно как и крупных провалов, замечено не было. Так, может, оно и к лучшему? Может, у людей наконец появится опыт самостоятельной – без упования на власть – жизни?
Читайте комментарий Дмитрия Шушарина.
Эпоха из трех букв
У нашей эпохи свои эвфемизмы и кодовые слова, клички и спецмероприятия, даже политические слоганы вроде "управляемой демократии" и "блестящего штурма", но суть одна, всякий раз сама себя подтверждающая. Очень деловитая, цепкая, энергичная эпоха. Эпоха, в которой настолько все схвачено, что почти нечего даже переставлять. И как ни переставляй, всегда получается одно и то же слово из трех букв, и под этим именем она и войдет в историю. Уже входит без ордера.
Архитектор перекройки
Революция в верхах, о которой так долго говорили в кулуарах питерские чекисты, наконец-то совершилась. Лубянское ведомство присоединило к себе оторванные в смутное ельцинское время подразделения. Ветер перемен поднял с насиженных мест целый пласт генералов от спецслужб. Три независимые силовые структуры - ФПС, ФАПСИ и ФСНП - уничтожены одним росчерком президентского пера. Полпред в Северо-Западном округе брошен на наркотический фронт; вместо него бороться с опальным питерским губернатором будет обаятельная дама из кабинета министров. Однако не факт, что все эти перестановки свидетельствуют о реальном укреплении власти президента Путина.
Читайте комментарий Виталия Портникова.
Президент удивился высоким ценам на рельсы
Как стало известно Граням.Ру, итоги поездки президента Владимира Путина в Тюменскую область не свелись к "пиаровскому" общению с трудящимися. Буквально накануне прилета главы государства в регион стало известно, что программа ужата до минимума и в ней осталось посещение только двух населенных пунктов. Как стало известно Граням.Ру, глава государства конфиденциально встретился с группой бизнесменов-металлургов, чтобы понять истоки конфликта, порожденного мартовским повышением отпускных цен на "сырой" металл и поссорившего сталеваров с газовиками и нефтяниками.
Подробности в статье Ивана Горяева.
Плюс путинизация всех газет?
Сегодня не вышли в свет "Новые Известия". Выпуск газеты приостановлен из-за конфликта между акционерами и редакцией. Председатель совета директоров Олег Митволь заявляет, что политика тут ни при чем, а напряженность спровоцирована финансовыми злоупотреблениями. Однако журналисты "Новых Известий" придерживаются иного мнения. Весьма возможно, что последней каплей для газеты, давно вызывавшей недовольство Кремля, стала появившаяся во вчерашнем номере статья "...Плюс путинизация всей страны", описывающая разнообразные проявления современного российского "путинославия".
Читайте комментарий Ильи Мильштейна.
Сезонное предложение для гаранта Конституции
По данным ВЦИОМа, почти половина наших сограждан считает, что президента надо избирать на семь лет и что находиться на своем посту он может не два, а три или четыре срока. Симптоматично, что при президенте Путине такого рода предложения поступают на общественное обсуждение раз в год, причем в одно и то же время - накануне Дня Конституции, отмечаемого 12 декабря. Основной Закон у нас не догма, а руководство к действию.
Законодательная соломка перед президентскими выборами
Несмотря на известные трагические события, Госдума свои законодательные планы менять не стала. В первом чтении с утра был принят законопроект "О выборах президента РФ". Скорее всего, волынить с окончательным принятием этого закона депутаты не станут – документ на личном контроле у Владимира Путина. С принятием закона шансов у потенциальных противников действующего президента на будущих выборах будет немного.
Праздник детской неожиданности
Повинуясь стихийному зову души, приуроченному ко Дню знаний, глава российского государства покинул свою резиденцию и отправился в первую попавшуюся сельскую школу. Президентская дорога вскоре привела его в деревню Кострово. Вышло все просто и мило, а главное, совершенно случайно. В Кострове Путина никто не ждал. И в школьной столовой не все обратили на него внимание.
Круче Горби только Путин
Чечня для России не кончилась с избранием Путина президентом, в частности, потому, что Кремлю остро необходима беспроигрышная предвыборная PR-заначка. Ничего лучше маленькой победоносной войны за Стеной не придумали. Те, кто говорит об ускоренной "горбачевизации" режима Путина, совершают ошибку.
Что пиарит царь великий в Петербурге-городке?
То, что Путин "не держит" страну, - объективный факт, не снимаемый пиарными технологиями. Однако в лицо президенту этого никто не скажет. Зато порекомендуют правильную имиджевую стратегию. В иных случаях и это дорогого стоит. Сегодня люди раздражены, завтра будут думать о власти иначе.
"Коллективный Ельцин" и "коллективный Путин"
Когда мы говорим о реальном политическом весе Бориса Ельцина сегодня, необходимо обратиться к влиянию "коллективного Ельцина" и отдать себе отчет в том, что за годы, прошедшие со времени передачи власти Владимиру Путину, изменилось немногое.
Третье соборное послание Владимира
Про послание Ельцина 1995 года говорили, что в реальности это было письмо Лившица Чубайсу. Видимо, про нынешнее путинское послание будут говорить, что это обращение Андрея Илларионова к правительству вообще и к Герману Грефу в частности.
Конец операции "Кто он, мистер Путин?"
Тем, кто надеялся услышать от президента что-нибудь по существу политическое, опять не повезло. Сказать было опять нечего, и в ответах актуального смысла было не больше, чем вопросов. Другое дело насчет того, кто он, мистер Путин. В этом вопросе и год назад содержалось известное лукавство, просто очень хотелось все-таки ошибиться. Ошибки не получилось. Все сходится. И одну веху мы все-таки можем поставить: вопрос "кто он?", кажется, прозвучал в последний раз.
Размороженный
Вокруг Путина сплотилась омоложенная номенклатура, неуютно чувствующая себя без привычных государственных признаков (культа вождя, хождения строем и, конечно, гимна, знамени, герба). Гимн уже легализован. Красное полотнище утверждено в качестве знамени Вооруженных сил России. Советский герб на днях освятил дорогие путинскому сердцу соревнования борцов-самбистов. Детям всучивают книжки из серии "Когда был Путин маленький". Подростков обряжают в форму с изображением главы государства и вместо уроков за казенный счет возят маршировать на Красную площадь.