Плюс путинизация всех газет?
Странное дело: отчего-то казалось, что этого не может случиться. Политологическая картинка, которая рисовалась в воображении, выглядела примерно так. Новая метла аккуратно, медленно и последовательно зачищает телевидение – важнейшее из всех искусств. Замораживая страну, наследник гонится лишь за тиражами. Ему нужен контроль над многомиллионной аудиторией. А что касается неприбыльных газет, маломощных журналов и прочих сборников лирических восьмистиший, то и бог с ними. Пусть живут.
Таким представлялось время, в котором стоим. Свежий общественный договор в условиях бесконечной войны и управляемой демократии. Для начальства – госканалы с их ежедневными новостями про Путина и милицейско-гэбэшными сериалами. Для народа – мыльные оперы про политику и про семью под руководством членов партии "Единство" Леонтьева и Комиссарова. Для интеллигенции – отдельные передачи на недобитом шестом телеканале и те антипатриотические издания, про которые Ястржембский однажды со справедливым неудовольствием сказал: вся гадость там, где есть слово "новый". 'Новое время', 'Новая газета', 'Новые Известия'.
У этих изданий нет миллионных тиражей. Их читатель, как правило, небогат и хорошо воспитан. Он пережидает эпоху с терпеливой презрительной усмешкой и вежливой ненавистью. Его мало, этого читателя, и от народа он страшно далек. Прощаясь недавно со своим либеральным 'Еженедельным журналом', редактор Сергей Пархоменко печально заметил, что публику уже практически ничто значимое не интересует. Ладно бы беженцы в Ингушетии не волновали: война с перерывами длится уже десять лет, надоело, привыкли, огрубели душой. Но москвичей не колышет даже то, что происходит у них под окнами, – тот же "Норд-Ост", например. Сергей прав: либеральная пресса не продается – в обоих смыслах этого хорошего слова. Свобода непопулярна. Свободе нужны спонсоры. Их все меньше. Им оставлены газеты – на развод и в рекламных целях. Дескать, много у нас всего, а есть и такое. Издержки демократии.
Оттого тихий погром в "Новых Известиях" - событие неожиданное. Все-таки власть до сих пор старалась блюсти приличия – в тех, разумеется, случаях, когда ей это ничего не стоило и ничем не грозило. Там собрать правозащитников в Кремле заодно с филателистами и поговорить по душам: как живете, чего защищаете, не желаете ли посотрудничать? Или даже нового посланца Масхадова позвать на свой канал и поржать над ним вместе с публикой – тут и демонстрация широты, и разрядка для нервов. А вот взять и прихлопнуть столичную газету – это нарушение конвенции. Хуже того - потеря вкуса.
Не слишком интересно, что двигало г-ном Митволем, когда он вчера отстранял от должности Игоря Голембиовского и разъяснял слегка потрясенным журналистам, что очень звал их на собрание акционеров, а они пришли. Что так напугало хозяйствуюшего субъекта в статье "...Плюс путинизация всей страны", из-за которой, говорят, он и взбунтовался. Неважно, решил ли Митволь "кинуть Березу по деньгам" после звонка из администрации президента или, подобно ставшему знаменитым г-ну Лейбману, просто вознамерился на чужой газете подзаработать, для чего, конечно, необходимо было сменить охрану, направление и журналистский коллектив. Хотя, как показывает опыт 'Консерватора' (бывшей "Общей газеты"), совсем уж бездарный продукт даже с идеологически выдержанным содержанием на рынке не канает. Важно и интересно про "доверительное управление". Потому что тянет на символ.
Три с небольшим года назад с этого все и началось. Усталый гарант, смахнув слезу, отдал в доверительное управление (без возврата) целую страну – со своим гимном, какой-никакой свободой слова, каким-никаким парламентом и тяжкой, но мирной жизнью. Позже бывший владелец, выздоровев, сокрушался, разглядывая на даче и не узнавая родное Отечество. Наследник и его люди откуда-то понатащили сталинскую песню о родине, диктатуру закона, вертикаль власти, дубину для олигархов. А ведь так доверял... Впрочем, это уже не новые известия. Это старый сюжет – печальный, завершенный и безнадежный на много лет.
Дословно
Валерий Яков
(О событиях в редакции 20.02.03г.)
Я не исключаю, что Борис Березовский абсолютно прав, назвав все произошедшее сегодня в редакции газеты "вооруженным захватом". Никаких формальных поводов для смены охраны, отстранения от должности генерального директора мы не видим. Их просто нет. Действительно, в течение последних дней из номера в номер мы публиковали серию довольно острых материалов о нынешней власти и президенте. В сегодняшнем номере мы дали на целую полосу материал под названием "Путинизация всей страны". В статье шла речь об элементах культа личности нашего президента, которые, к сожалению, становятся все более явными. Связаны ли события сегодняшнего дня с этой публикацией, сказать трудно. Самое интересное, что никаких перемен в личных отношениях с Олегом Митволем у нас не произошло. Мы мило пили кофе вчера и сегодня, после чего он достаточно вежливо сказал, что берет редакцию под свой контроль. Сам ли он решил так поступить или его об этом настоятельно попросили - не знаю. Номер газеты завтра не выйдет, мы остановили его производство и отправили людей по домам отдыхать, смысла работать пока не видно. Так будет продолжаться, пока Голембиовского не восстановят в должности, потому что с новым генеральным директором мы работать не будем. Мы не знаем, кто он, откуда, чем занимался ранее, мы вообще ничего о нем не знаем, кроме того, что его зовут Владимир Сергеев. Коллектив просил его хотя бы намекнуть на то, кем он был до сегодняшнего дня, но человек держится стойко. В этом смысле НТВ повезло больше: им хотя бы фамилия Сенкевич была знакома.
Грани.Ру, 20.02.03г.
Статьи по теме
Плюс путинизация всех газет?
Сегодня не вышли в свет "Новые Известия". Выпуск газеты приостановлен из-за конфликта между акционерами и редакцией. Председатель совета директоров Олег Митволь заявляет, что политика тут ни при чем, а напряженность спровоцирована финансовыми злоупотреблениями. Однако журналисты "Новых Известий" придерживаются иного мнения. Весьма возможно, что последней каплей для газеты, давно вызывавшей недовольство Кремля, стала появившаяся во вчерашнем номере статья "...Плюс путинизация всей страны", описывающая разнообразные проявления современного российского "путинославия".
Читайте комментарий Ильи Мильштейна.