статья Круче Горби только Путин

Иван Горяев, 09.08.2002
Фото AP

Фото AP

Чего ждали от Путина, осененного лаврами "усмирителя Чечни"? Отчего ему отдали 52 процента голосов? Одни ждали, что молодой президент вернет стране статус сверхдержавы. Другие надеялись на восстановление полуразрушенного за ельцинские годы социального государства. Думали, что Путин сделает бюджетные зарплаты пригодными для жизни. "Привинтит" олигархов. Поднимет пенсии.

Путин удовлетворил только своих - питерских и чекистских. Сосредоточился на создании вокруг своего президентского кресла земляческого и силового поясов безопасности.

Власть олигархов усилилась, несмотря на то, что им пришлось поделиться с путинскими силовиками. В настоящее время "путинцы" контролируют "Газпром", МПС и "Росспиртпром". Но олигархи не только вышли победителями из тарифной войны с правительством, но также одержали верх в негласной борьбе с Кремлем за право присвоения ресурсной ренты. За Стеной так и не решились радикально поднять тарифы на электроэнергию и транспорт. Правительство Михаила Касьянова, его фискальные ведомства, вопреки указаниям президента, не смогли и не захотели сломать механизмы трансфертного ценообразования в сырьевом экспорте. Олигархов не получилось "равноудалить".

Собираемость налогов падает, несмотря на высокий уровень нефтяных цен. Это знак бизнес-элиты Путину - не зарывайся.

Социальное государство при Путине деградировало еще глубже. Единственный жизнеспособный механизм финансирования "социалки" - Пенсионный фонд - правительство цинично приспособило для рефинансирования собственного внутреннего долга. Деньги, выкачиваемые из экономики через помпу соцналога, не столько идут пенсионерам, сколько помогают Белому дому выплачивать собственные долги.

Аморализм? Коррупция? Большинство ельцинских назначенцев остались на местах. Некоторые наблюдатели всерьез полагают, что причина устойчивости премьера Касьянова - в том, что аффилированные с ним структуры уже контролируют значительный кусок внешнего долга России, а главы кремлевской администрации Александра Волошина - в знании многих взрывоопасных нюансов продвижения Путина во власть.

Крушение консервативных ценностей? Пожалуйста. Получите новый старый гимн и процесс против порнографа Сорокина и экстремиста Лимонова.

Путин готов выиграть следующие выборы. У него в руках телеканалы. У него есть деньги. И при острой нужде он устроит нации еще одно кровавое шоу.

Чечня для России не кончилась с избранием Путина президентом, в частности, потому, что Кремлю была остро необходима беспроигрышная предвыборная PR-заначка. "Маленькая победоносная война" превратилась в вялотекущую. Но других рецептов за Стеной никто не знает. И,похоже, на очереди Грузия.

Те, кто говорит об ускоренной "горбачевизации" режима Путина, совершают ошибку. Горбачев мог свою перестройку развернуть вспять уже в январе 1990-го, если бы довел до логического конца силовую акцию, начатую в Баку. Но он этого не сделал, а потому крах ГКЧП и форосский финал были предопределены. Путин же, поставив страну вертикально, уже дал команду: назад и с гимном - к возвращению "железного Феликса" на площадь Дзержинского, далее везде.

Иван Горяев, 09.08.2002