Президент провел военные игры в Центральной Азии
Перед встречей руководителей стран-участниц Евразийского экономического сообщества президент России поехал в гости к российским военным, дислоцированным в Таджикистане. И, застав бойцов за игрой в нарды – такое вот в 201-й дивизии благолепие, – решил с одним из них сразиться. Оказалось, что в нардах президент России разбирается не так хорошо, как в дзюдо. И боец попался упрямый – сколько ни просили его отцы-командиры, чтоб сдавался поскорей и не задерживал верховного главнокомандующего, все равно хотел сохранить лицо перед товарищами и капитулировать перед президентом не собирался. В конце концов Путин одолел строптивого военнослужащего. Руководители других стран ЕврАзЭС все это время ждали своего увлекшегося настоящим мужским делом коллегу. А что такого - уж и в нарды поиграть нельзя, тем более когда никакого другого особого смысла от поездки в Таджикистан не предвидится.
Это я не к тому, что президент России поехал в Душанбе отдохнуть и встретить пасхальное воскресенье в обществе прихожан местной церкви Святого Николая. Нет, визит выглядел вполне полноценным с точки зрения перспектив российско-таджикского военного и экономического сотрудничества. Однако своего таджикского коллегу Путин застал в боевом настроении: Эмомали Рахмонов тоже упрямо отказывался сдаваться – судя по всему, недавняя поездка в Соединенные Штаты и переговоры с американским коллегой(или другом?) придали таджикскому лидеру небывалую уверенность в себе. То есть Рахмонов не отказывался дружить с Путиным и дальше, но за такие большие деньги, которые заплатить, с одной стороны, хочется ради поддержания геополитического веса России в Центральной Азии, а с другой стороны – ну просто жалко денег, тем более что нет никаких гарантий сохранения этого самого веса.
Не самые удачные переговоры с Рахмоновым стали прелюдией к встрече лидеров стран Организации договора о коллективной безопасности, объединяющей те же самые государства, что и ЕврАзЭС: Россию, Белоруссию, Армению, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Саммит с самого начала задумывался как адекватный ответ на возрастающее влияние Соединенных Штатов – об этом свидетельствуют "домашние заготовки" официальных СМИ, бодро расписывающих успехи президента в таджикской столице. Но можно ли винить Владимира Путина в очевидной неэффективности Договора о коллективной безопасности, если само это соглашение уже по составу участников никакой коллективной безопасности гарантировать не может. Если ОДКБ сориентирована на поддержание безопасности в Центральноазиатском регионе, то при чем тут Белоруссия с Арменией, которые уж точно не придут на помощь своим центральноазиатским несоседям? Более того, представить себе невозможно, что будет, если остальные члены ОДКБ станут, например, поддерживать Ереван в конфликте с Баку. И как можно обеспечивать безопасность в Центральной Азии без Узбекистана и Туркмении? Конечно, Туркменбаши вообще не затянешь в коллектив, но без Каримова говорить о каком-либо коллективном влиянии в регионе я бы поостерегся.
С кем же России сотрудничать? Со своими верными друзьями – Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Казахстан – это все же периферия региона, если смотреть на него с точки зрения геополитических угроз. К тому же и Астана старается маневрировать между Москвой и Вашингтоном. Киргизия и Таджикистан рады и российским и американским военным, и российским и американским деньгам, и российской и американской политической поддержке. Собственно, про Киргизию это было известно и раньше. А вот Таджикистан многие в России так искренне считали своим форпостом – по логике "куда они от нас денутся", – что не стеснялись проводить показательные акции по высылке таджикских рабочих-нелегалов (в чем президенту России пришлось оправдываться и на переговорах, и на пресс-конференции). Но теперь оказалось, что и этот форпост был липовым, а ОДКБ, если судить не по политическим заявлениям и рассуждениям о "летной составляющей" (которым предавался киргизский президент Акаев), а по реальному влиянию на расстановку сил и стабильность в регионе, является скорее декоративной организацией.
Справка
Договор о коллективной безопасности
Договор о коллективной безопасности подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами шести государств СНГ - России, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. Впоследствии к нему присоединились Азербайджан (24 сентября 1993 г.), Грузия (9 декабря 1993 г.) и Белоруссия (31 декабря 1993г.).
В соответствии со ст. 11 Договор вступил в силу для всех девяти его участников 20 апреля 1994 г. сроком на пять лет с последующим продлением (при этом "автоматическое" продление не предусмотрено).
2 апреля 1999 года Протокол о продлении Договора подписали шесть государств (Грузия, Азербайджан и Узбекистан таким образом вышли из Договора).
Договор зарегистрирован 1 ноября 1995 г. в Секретариате Организации Объединенных Наций.
В соответствии со ст. 3 Договора был образован Совет коллективной безопасности (СКВ).
Главы государств-участников Договора на заседании в Москве 6 июля 1992 г. утвердили Положение о Совете коллективной безопасности. Оно определяет, что СКВ является высшим политическим органом государств-участников Договора о коллективной безопасности, обеспечивающим координацию и совместную деятельность государств-участников в целях выполнения данного Договора.
В состав ОКБ входят главы государств-участников, министры иностранных дел, министры обороны государств-участников и Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности, назначаемый из числа гражданских лиц.
Высшими консультативными органами СКБ являются Совет министров иностранных дел и Совет министров обороны государств-участников.
В соответствии с Правилами процедуры на сессии Совета председательствует глава государства, ни территории которого проводится сессия.
Для осуществления текущей организационной, информационно-аналитической и консультативной работы по обеспечению деятельности СКБ, Совета министров иностранных дел и Совета министров обороны, а также для хранения документов, принимаемых СКБ, образован Секретариат Совета коллективной безопасности при Генеральном секретариате, действующий в качестве постоянного рабочего органа.
На заседании в Ашхабаде 24 декабря 1993 г. Совет коллективной безопасности принял Решение о первоочередных мерах по реализации Договора о коллективной безопасности и Протокол об условиях, механизме и процедуре присоединения к Договору государств, его не подписавших.
На заседании в г.Алма-Ате 10 февраля 1995 года Советом коллективной безопасности приняты Декларация, Концепция коллективной безопасности. Основные направления углубления военного сотрудничества, а также Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств.
На заседании в г. Минске 26 мая 1995 г. Совет коллективной безопасности одобрил План реализации Концепции коллективной безопасности и Основных направлений углубления военного сотрудничества государств-участников Договора.
На заседании Совета коллективной безопасности в г. Москве 17 мая 1996 года утвержден пакет документов, регламентирующих деятельность рабочих органов СКБ, в том числе Положение о Секретариате Совета коллективной безопасности, а также о назначении посла Земского В.В. на пост Генерального секретаря СКБ.
2 апреля 1999 года главы шести государств-участников (Россия, Армения. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) подписали Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности. На этой же сессии СКБ было принято Решение о создании Рабочей группы экспертов при Генеральном секретаре СКБ для подготовки предложений о возможной адаптации ДКБ;
утверждены План основных мероприятий второго этапа формирования системы коллективной безопасности и Положения о Совете министров иностранных дел
ДКБ.
На сессии СКБ 24 мая 2000 года в Минске подписано Заявление глав государств-участников ДКБ (в котором, в частности, говорится о приоритетности военно-политических отношений между государствами-участниками ДКБ по сравнению с военными связями и контактами с третьими странами), рассмотрены и утверждены Меморандум о повышении эффективности ДКБ от 15 мая 1992 года и его адаптации к современной геополитической ситуации. Положение о Комитете секретарей советов безопасности государств-участников ДКБ, Положение о Совете министров обороны государств-участников ДКБ, Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности. Основные положения коалиционной стратегии государств ДКБ, Модель региональной системы коллективной безопасности. Новым Генеральным секретарем СКБ утвержден В.Д. Николаенко. Определены места проведения очередных сессий СКБ (Предыдущее - 11 октября 2000 г. Бишкеке). Очередное - май 2001 г. в Ереване.
20 июня 2000 года а Москве главы правительств государств-участников ДКБ подписали Соглашение об основных принципах организации ВТС между государствами-участниками ДКБ. Необходимо активизировать действия государств по его ратификации.
В настоящее время идет работа над новыми документами - Соглашением о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности и Планом основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ на 2001-2005 гг.
Особую роль в процессе формирования системы коллективной безопасности играют национальные советы безопасности. Взаимодействие этих структур происходит на многостороннем и двустороннем уровнях.
Солидная правовая база создана для развития контактов между национальными советами безопасности на двусторонней основе. В настоящее время это сотрудничество регулируется следующими правовыми документами:
Протоколы о сотрудничестве между Советом Безопасности Российской Федерации и советами национальной безопасности Республики Армения (от 3 февраля 2000 г.). Республики Беларусь (от 11 ноября 1998 г.). Республики Казахстан (от 21 марта 2000 г.), Кыргызской Республики (от 8 апреля 2000 г.), Республики Таджикистан (от 8 апреля 2000 г.).
Справка
Коллективные силы быстрого развертывания
Основу вооруженных сил Организации Договора о коллективной безопасности составляют Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) в центрально-азиатском регионе, созданные 25 мая 2001 года по решению глав четырех стран ДКБ: России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Командующим КСБР назначен российский генерал-майор Сергей Черномордин. В состав КСБР входят российская военная база в Таджикистане (бывшая 201-я мотострелковая дивизия), а также киргизский, казахский и таджикский батальоны. Штаб КСБР дислоцируется в городе Бишкеке (Киргизия).
Статьи по теме
Президент провел военные игры в Центральной Азии
Владимир Путин посетил Таджикистан главным образом для того, чтобы поприсутствовать на саммите Организации договора о коллективной безопасности. Лидеры шести бывших советских республик много говорили об укреплении стратегического сотрудничества и совместной реакции на новые вызовы. Однако, как замечает обозреватель Граней.Ру Виталий Портников, некоторые наши партнеры по ОДКБ поддаются давлению Кремля ничуть не больше, чем тот российский солдатик, который отказался сразу проиграть верховному главнокомандующему трогательную партию в нарды.
Информация к размышлению: характер азиатский
В Центральной Азии идет наращивание военного присутствия США и их союзников по НАТО, причем отношения с американцами и прочими "новоселами" региона "центральноазиатские страны выстраивают самостоятельно". Это и вызывает главную тревогу на Смоленской площади.