статья Бряцание рейтингом

Владимир Корсунский, 13.09.2002
Фото AP

Фото AP

Перспектива американских ударов по симпатичному для российского руководства Саддаму Хусейну, которым Москва вряд ли сможет помешать, подтолкнули российского президента к использованию языка ультиматумов в отношении Грузии. Сдача друга Саддама американским империалистам неизбежно приведет к падению и без того уплывающего рейтинга Путина. Напрасно он гонялся за ним недавно почти две недели по регионам.

Активность Буша, выступающего в качестве лидера антисаддамитов, может сильно уронить рейтинг российского президента. Предательство Саддама Путину не простят не только записные и потомственные коммунисты, но и российские генералы и даже те отечественные предприниматели, чьи деловые интересы связаны с багдадским режимом. Поэтому в полном соответствии с философией восточных единоборств команда российского президента старается обратить в силу слабость его позиции.

Серьезные боевые действия в Грузии не очень желательны для Кремля. Рано. Конечно, особых усилий, чтобы возбудить в российском обществе массовую ненависть к "черному", хотя и белоголовому Шеварднадзе, не потребуется, и волну патриотической поддержки воинственных начинаний Путина легко организовать. И рейтинг президента после нанесения бомбовых ударов по "достоверно установленным местам расположения террористов", естественно, поднимется. Но начав боевые действия сейчас, президент и его армия должны будут быстро провести победоносную военную кампанию - а это вряд ли возможно, поскольку разобщенная сегодня Грузия после первых же жертв сплотится для отпора внешнему врагу. Иначе придется вести военные действия по меньшей мере до президентских выборов 2004 года. Потому что любые мирные переговоры с Шеварднадзе после начала военных действий (кроме капитуляции Грузии) российское общество расценит как поражение Путина.

Но затяжные военные действия способны окончательно обрушить надежды нынешнего президента избраться на второй срок. На долгую военную кампанию Россию сегодня может обречь только внешний враг. Чечня измотала уже все силы и нервы общества. Последние опросы показывают, что больше 60 % россиян не одобряют продолжения чеченской войны. А если конфликт на Кавказе начнет разрастаться, в стране может возникнуть тяжелый политический кризис.

Поэтому кремлевским стратегам приходится сегодня пролезать в тонкую щель между недовольством российских саддамитов и опасностью преждевременного расширения военных действий на Кавказе. Под задачу и расписан вероятный сценарий, в котором главная роль, естественно, отведена президенту Путину. Он должен перенацелить национал-патриотические и генеральские установки с поддержки Ирака на неприязнь к Грузии, чтобы минимизировать потери президентского рейтинга. Если бы американский Госдепартамент этого не запретил, Путин скорее всего отдал команду генералам отбомбиться пару раз по ненаселенным горным макушкам и, не втягиваясь в войну, быстро объявил, что российская сторона полностью удовлетворена достигнутым. Однако после недвусмысленного выражения позиции США даже это проблематично.

Теперь не исключено, что начало военных действий против Грузии будет отложено на более подходящее время - канун президентских выборов. На короткой дистанции из воинственной эйфории, которая поражает часть общества в начале любой войны, можно будет извлечь необходимые для переизбрания Путина бюллетени.

Владимир Корсунский, 13.09.2002