статья Президент удивился высоким ценам на рельсы

Иван Горяев, 07.03.2003
Владимир Путин. Фото с сайта www.upaz.edu.uy

Владимир Путин. Фото с сайта www.upaz.edu.uy

"Пиаровская" часть поездки президента Владимира Путина пришлась на Тобольск. Вернувшись 6 марта из Тобольска в Тюмень, президент сразу отправился в ОАО "СибНац" (Сибирский научно-аналитический центр), где состоялось краткое совещание о перспективах развития нефтегазовых месторождений Сибири.

"Уральский федеральный округ – энергетическая кладовая России. Наша основная задача – научиться направлять доходы от нефти и газа в другие отрасли, в том числе в машиностроение и металлообработку", – открыл совещание Путин. Несмотря на хорошее снабжение, по его словам, "нельзя сказать, что подготовка к зиме была проведена на должном уровне". "Давайте обсудим!", – слова президента прозвучали жестко.

Вслед за президентом поочередно выступали губернаторы. Все выступления, за исключением, пожалуй, только речи главы самой бедной в регионе Курганской области Олега Богомолова, напоминали скорее презентации для потенциальных рекламодателей. Главы регионов отчитывались о реализации прошлогоднего послания президента Федеральному собранию и рапортовали об успехах. Глава Тюменской области Сергей Собянин, к примеру, вспомнил даже о заседании Госсовета по спорту и сообщил, что "героическими усилиями" прекращено финансирование местной футбольной команды и средства отданы на развитие дворовых команд.

О реформе местного самоуправления заговорил глава Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов. Напомним, недавно автономные округа в составе Тюменской области объявили, что начнут процесс преобразования в самостоятельные субъекты, если законы Козака будут приняты в том виде, в каком они поступили в Госдуму. "Вы задели для нас больной вопрос о сложно построенных субъектах. Стабильность в Тюменской области нам дорого досталась, и нам бы не хотелось ее ломать. Ряд законов вносит смуту в эту стабильность. 26-я статья закона ущемляет округа. Вот почему мы внесли свои поправки", – подчеркнул Неелов. "Реакция положительная?" – поинтересовался Путин и на неуверенный кивок добавил: "Ну вот и хорошо, значит, у вас есть сторонники".

По окончании совещания с главами регионов президент провел закрытое совещание с представителями металлургического бизнеса Урала. Предыстория этой встречи, предопределившая ее закрытый характер, такова.

Накануне недавнего объявления сталелитейщиков о повышении цен на металл и.о. секретаря Совбеза РФ Виктор Шерстюк подписал письмо премьеру Михаилу Касьянову, в котором предупредил об опасности этой меры. "Информируем Вас, что с середины февраля с.г. в руководстве ряда крупнейших металлургических компаний (ОАО "Мечел", ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", ОАО "Северсталь") конфиденциально обсуждается возможность одновременного повышения отпускных цен на продукцию для внутреннего рынка до конца марта с.г. на 25–30 процентов... Согласованное повышение отпускных цен на металл, демонстрирующее ряд черт картельного сговора, способно крайне отрицательно сказаться на устойчивости российской металлургической отрасли и несет в себе угрозу экономической безопасности ряда других ключевых отраслей народного хозяйства", – говорится в письме, которое имеется в распоряжении Граней.Ру. Документ датирован 20 февраля 2003 года. Повышение состоялось 1 марта. Вслед за Советом безопасности обеспокоенность в связи с ростом цен на металл проявил, по нашим сведениям, и президент Владимир Путин.

Как отмечается в письме, реализация ценового соглашения между руководителями крупнейших металлургических комбинатов может спровоцировать очередную серию "антидемпинговых расследований против российских металлоэкспортеров и повлечь за собой новые осложнения на переговорах по вступлению России в ВТО".

До марта 2003 года отпускные цены на "сырой" металл на внутреннем рынке традиционно были значительно ниже общемировых. Прежде всего это связано с более низкой, чем в других странах, ценой на энергоносители и меньшей долей затрат на электроэнергию и газ в себестоимости металлургических комбинатов. Между тем именно нефтяники и газовики являются главными потребителями металлопродукции на внутреннем рынке. И в Совете безопасности сочли, мягко говоря, нечестным заставлять те же "Газпром", "Транснефть" и другие компании платить за трубы мировые цены и при этом принуждать газовиков и нефтяников и дальше "субсидировать" сталеваров. "Планируемое крупномасштабное повышение цен на металл резко увеличит издержки металлургических производств высокого передела, а в ближайшей перспективе сделает эти производства убыточными. В этой ситуации задержки и срывы исполнения заказов крупнейших потребителей их продукции, в том числе ОАО "Газпром", ТК "Транснефть", МПС, предприятий ЖКХ, становятся практически неизбежными. Это, в свою очередь, повлечет за собой переориентацию платежеспособных потребителей на импортные поставки металлопродукции, потерю десятков тысяч рабочих мест на металлоперерабатывающих предприятиях, убытки бюджетов всех уровней, деградацию городов, где эти предприятия являются градообразующими, рост социальной напряженности в регионах присутствия", – отмечается в письме Совбеза.

Эксперты оценивают появление этого документа как беспрецедентное событие. Совет безопасности России редко вмешивается в подобные экономические проблемы. И уж тем более если речь идет о повышении цен не на услуги естественных монополий, а на продукцию весьма конкурентных отраслей. Следует отметить, что череповецкие, липецкие и магнитогорские топ-менеджеры усиленно позиционируются в СМИ как "околокремлевские" бизнесмены, лично хорошо знакомые с главой государства и его окружением. Тем не менее, как стало известно Граням.Ру, руководство кремлевской администрации убедило Владимира Путина, что повышение цен на металлопродукцию, сопровождающееся ростом цен по всем производственным цепочкам, вовсе не вызвано новогодним ростом тарифов на услуги естественных монополий, как это утверждают металлурги, а по большей части является самостоятельной инициативой сталелитейных магнатов. В Кремле склонны прислушиваться к недавнему прогнозу Института экономики и народнохозяйственного прогнозирования РАН, в соответствии с которым рост цен на "сырой" металл и последующий кризис перерабатывающей металлургической подотрасли приведут к убыткам бюджетов всех уровней в размере около 25 млрд рублей только до конца года. Не меньшее беспокойство, особенно на фоне приближающейся предвыборной кампании, в администрации вызывает прогнозируемый Совбезом рост социальной напряженности.

Все это, по сведениям осведомленного собеседника Граней.Ру в президентской администрации, глава государства в ходе двадцатиминутной встречи с гендиректором Магнитогорского металлургического комбината Виктором Рашниковым, гендиректором ОАО "Мечел" Николаем Воробьевым и руководителем Нижнетагильского меткомбината Сергеем Носовым предложил уральским металлургам разъяснить мотивы значительного - на 15-30 процентов - подорожания своей продукции. По словам кремлевского чиновника, металлурги, не ожидавшие столь обостренного интереса президента к этой проблеме, были несколько обескуражены и не смогли объяснить, зачем так резко, в опережение общего уровня инфляции, подняли цены.

Иван Горяев, 07.03.2003