Архитектор перекройки
Владимир Путин наконец-то решился на серьезные кадровые перемещения, предсказывавшиеся его доброжелателями буквально с того самого дня, когда он был назначен исполняющим обязанности главы государства. Правда, перемещения эти касаются узкого сегмента силовых ведомств, вверенных Путину. И вряд ли всерьез скажутся на функционировании всего властного организма.
Единственная "несиловая" перестановка – изъятие из Петербурга одного из ближайших соратников Путина, генерала Виктора Черкесова, который на посту президентского полпреда в Северо-Западном округе так и не смог стать серьезным конкурентом команды петербургского губернатора Владимира Яковлева. Ни для кого не секрет, что Черкесова посылали в Питер именно для борьбы с Яковлевым. И ни для кого не секрет, что особых успехов на этом поприще генерал не добился - и добиться в общем-то не мог: слишком уж разные потенциалы и возможности у тех, кто его послал в родной город, и тех, кто этим городом управляет.
У преемницы Черкесова Валентины Матвиенко иная задача. Ей предстоит не столько бороться с Яковлевым - этого от Валентины Ивановны никто и не ждет, – сколько самой стать Яковлевым, то есть победить на предстоящих губернаторских выборах. Но подобная задача выполнима только в одном случае, вряд ли устраивающем Владимира Путина: Матвиенко должна стать лояльным и зависимым членом яковлевской команды. Тогда ей доверят губернаторский пост - только Путину это зачем? Но иначе бывший социальный вице-премьер так и останется на бессмысленной по существу должности в несуществующем по сути федеральном округе – хотя от занятий социальной сферой подобная деятельность мало чем отличается.
Уход Черкесова из Питера, однако, не мог не вызвать подлинного землетрясения в силовых ведомствах. Впрочем, речь тут скорее идет о столотрясении, доказывающем, что чиновничество до сих пор относится к государственной машине как к раздаточному механизму. Для Черкесова нужно было отыскать место – его и искали, долго и мучительно. Слухи о назначении генерала на разные несуществующие посты в еще не созданных структурах – лучшее тому подтверждение. В конце концов, видимо, остановились на должности начальника службы по борьбе с наркотиками. Но главный борец с этим злом по должности должен был стать заместителем министра внутренних дел, что вряд ли понравилось бы такому большому и влиятельному генералу, к тому же по полпредской должности входящему в почти позабытый в наши дни Совбез. И вот тогда-то и решено было выделить службу, очевидно принадлежащую к структуре МВД (а кому же еще бороться с наркотиками???), в отдельный госкомитет. Одновременно милиционерам – для поддержания баланса – передают функции расформированной ФСНП. А поскольку у структуры Черкесова ничего нет – ни денег, ни штата, ни базы, – новоявленному госкомитету просто отдают деньги, штат и базу ФСНП.
Что касается усиления ФСБ за счет ФПС и ФАПСИ, то на Лубянке давно уже стремились возвратить себе отобранные еще в начале 90-х подразделения. Кстати, не исключено, что такая возможность у Николая Патрушева появилась опять-таки благодаря Виктору Черкесову. Ведь не секрет, что одной из должностей, на которую претендовал бесславно покинувший Питер генерал, была и должность Патрушева. И глава ФСБ вполне мог обидеться – а чтобы загладить обиду, ему вполне могли отдать утраченные структуры.
Ну а назначение отставленных чиновников на должности в Брюсселе (экс-директор ФПС Константин Тоцкий будет представлять Россию при НАТО, а бывший главный налоговый полицейский Михаил Фрадков - при ЕС) и создание для бывшего главы ФАПСИ генерала Матюхина комитета по оборонному заказу в соответствующем ведомстве – это уже в лучших традициях советских времен. Сразу вспоминаешь о бывшем члене Политбюро ЦК КПСС Дмитрии Полянском, назначенном после отставки послом в Токио, или бывшем председателе КГБ СССР Владимире Семичастном, отвечавшем в Совете Министров УССР за физкультуру и спорт. Хорошо, когда сохраняют ценные кадры. Еще лучше, когда ради хорошего самочувствия этих самых кадров не стесняются перекраивать силовые структуры. Не добрались бы до экономических...
Справка
Текст выступления Владимира Путина на совещании с членами правительства
Добрый день, уважаемые коллеги!
В начале нашей встречи хочу проинформировать вас о решениях, принятых в сфере деятельности органов "силового блока". Анализ ситуации в этой сфере в стране показывает, что наряду с борьбой с преступлениями против личности, важнейшей задачей государства в этой области является борьба с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, а также борьба с терроризмом. Вместе с тем, мы не можем с вами утверждать и считать, что органы власти в этой очень важной сфере действуют достаточно эффективно и согласованно.
В этой связи принято следующие решения: создать самостоятельный федеральный орган - Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.
Упразднить федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации с передачей ее материально-технической базы и штатной численности во вновь создаваемый орган по борьбе с наркотиками и психотропными веществами. Функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений - передать в МВД России.
Передать Пограничную службу Российской Федерации в ведение ФСБ Российской Федерации.
Упразднить Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и распределить его функции между ФСБ и Минобороны России.
Образовать при Министерстве обороны Российской Федерации Государственный комитет России по государственному оборонному заказу, возложив на него функции единого заказчика по обычным вооружениям. Мы об этом много раз говорили и на Правительстве, и на Совете Безопасности. Решение взвешенное, и поддерживается всеми силовыми ведомствами.
Сегодня я подписал соответствующие указы, но перечисленные меры потребуют внесения изменений в законодательные акты. Соответствующие проекты сегодня будут внесены в Государственную Думу.
Утром я встречался с Председателем Государственной Думы и проинформировал его об этом.
Одновременно вношу в Государственную Думу пакет поправок по либерализации уголовного законодательства. Хочу пояснить, о чем идет речь. Речь идет фактически о предложении смягчить наказания за малозначительные правонарушения.
Теперь о некоторых кадровых решениях.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе Виктор Васильевич Черкесов назначается Председателем Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, с освобождением его от должности Полномочного представителя.
Полпредом Президента в Северо-Западном федеральном округе назначается Валентина Ивановна Матвиенко, которая освобождается от должности заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. Говорю об этом со смешанным чувством и думаю, что руководство Правительства разделяет его. Мы только что разговаривали с Председателем Правительства. Ему тоже жаль терять Валентину Ивановну. Думаю, что выражу общее мнение: Валентина Ивановна была одним из наиболее эффективных членов кабинета и наиболее уважаемым человеком в Правительстве.
Фрадков Михаил Ефимович назначается на должность Полномочного представителя Российской Федерации при Европейском сообществе в ранге министра.
Тоцкий Константин Васильевич назначается Постоянным представителем Российской Федерации при Организации Североатлантического договора (НАТО).
Руководство Федеральной пограничной службы России возлагается на Первого заместителя директора ФСБ России Проничева Владимира Егоровича.
Матюхин Владимир Георгиевич - директор ФАПСИ - назначается Председателем государственного комитета Российской Федерации по государственному оборонному заказу в ранге первого заместителя Министра обороны России.
Официальный сайт президента, 11.03.2003
Дословно
Борис Березовский
Фактически мы имеем дело с процессом создания жесткой вертикали власти. Другое дело, что сегодня речь идет об укреплении именно ФСБ. Иначе и не могло быть, поскольку вертикаль власти в любой авторитарной стране держится на спецслужбах. Для того чтобы это понять, надо рассматривать предельные случаи. Предельным случаем можно считать систему, созданную Сталиным или Гитлером. Понятно, что - так или иначе - все будет пронизано спецслужбами. Иными словами, в рамках таких систем власть может полагаться только на сыск и репрессии.
Данный шаг очень логичен в рамках конструкции, которую выстраивает наш президент. Он считает, что только через централизацию власти можно обеспечить эффективное функционирование государства. Здесь очень важно не занимать двойственную позицию. Государство должно быть или до конца авторитарным, или до конца либеральным. Все промежуточные варианты губительны для страны. Мое несогласие с президентом Путиным заключается в несогласии с его шагами в сторону воссоздания авторитарного государства, по его мнению, эффективного. По моему мнению – тоже эффективного, но в прошедшем времени. Теперь появилось другое общественно-политическое устройство, более эффективное, чем авторитарное. Это демократия. Путин принципиально уверен, что централизованное государство может быть эффективней, чем власть в основном переданная на места, в регионы. Именно так и рассуждал Иосиф Виссарионович. Более того, на каком-то этапе эта система была достаточно эффективна. С точки зрения государства, но не с точки зрения отдельных граждан. Был создан глобальный военный монстр. Люди страдали, но создавалась иллюзия, что "броня крепка и танки наши быстры". Насколько это соответствует действительности, стало ясно в конце 80-х, когда все начало разваливаться. Сейчас же развал происходит практически одновременно с воссозданием вертикали власти. Теперь уже дело в сравнении. Путин считает, что децентрализация может привести к развалу страны. Напротив, в современном мире к этому приводит централизация власти. Яркий тому пример – Советский Союз. Попытки Путина централизовать власть приводят к развалу Российской Федерации. Признаки этого распада налицо. Самый главный из них – Чечня, где ни военные, ни спецслужбы ничего не могут поделать. Референдум, который сегодня стремятся провести в Чечне, не решит проблемы. Абсолютно ясно, что это не выбор народа.
Принятые сегодня решения я считаю абсолютно последовательными с позиции оценки действий власти и абсолютно разрушительными для России.
Грани.Ру, 11.03.2003
Сергей Ковалев
В ведомство бывшего КГБ возвращаются две структуры: пограничная служба и ФАПСИ. Это не что иное, как усиление старого испытанного советского монстра. Не знаю, какие службы занимались сейчас прослушкой, но думаю, что все это возвращается сейчас в родное лоно КГБ. История повторяется.
Хотелось бы отметить еще одно преобразование. Я имею в виду недавнее создание Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Комитет создан уже некоторое время назад, и теперь сообщается, что возглавит его генерал Виктор Черкесов. Ситуация с борьбой с наркоманией и наркобизнесом более чем плачевна. В стране господствуют репрессивные методы борьбы. Это приводит к тому, что под категорию наркодилеров, как правило, попадают просто наркоманы – люди, которых следует лечить, а не наказывать. Приход в эту сферу генерала из пятого управления заставляет сомневаться в том, что новое учреждение займется отловом настоящих нарковоротил и проблемой лечения и реабилитации тех, кто употребляет наркотики. Я очень сомневаюсь в том, что такие назначения изменят политику в области борьбы с наркоманией.
Грани.Ру, 11.03.2003
Статьи по теме
Славься сим, о Валентина! Славься, нежная к нам мать!
Для торжеств по случаю 300-летия Петербурга необходимо какое-то доброе хозяйское лицо. Яковлевское лицо в силу разных причин на эту роль с точки зрения Кремля не очень годится. Лицо Виктора Черкесова, постоянно выступавшего в качестве непримиримого противника губернатора, пожалуй, тоже не подходит. А вот Валентина Матвиенко – совсем другое дело: спортсменка, комсомолка, отличница...
Эпоха из трех букв
У нашей эпохи свои эвфемизмы и кодовые слова, клички и спецмероприятия, даже политические слоганы вроде "управляемой демократии" и "блестящего штурма", но суть одна, всякий раз сама себя подтверждающая. Очень деловитая, цепкая, энергичная эпоха. Эпоха, в которой настолько все схвачено, что почти нечего даже переставлять. И как ни переставляй, всегда получается одно и то же слово из трех букв, и под этим именем она и войдет в историю. Уже входит без ордера.
Архитектор перекройки
Революция в верхах, о которой так долго говорили в кулуарах питерские чекисты, наконец-то совершилась. Лубянское ведомство присоединило к себе оторванные в смутное ельцинское время подразделения. Ветер перемен поднял с насиженных мест целый пласт генералов от спецслужб. Три независимые силовые структуры - ФПС, ФАПСИ и ФСНП - уничтожены одним росчерком президентского пера. Полпред в Северо-Западном округе брошен на наркотический фронт; вместо него бороться с опальным питерским губернатором будет обаятельная дама из кабинета министров. Однако не факт, что все эти перестановки свидетельствуют о реальном укреплении власти президента Путина.
Читайте комментарий Виталия Портникова.