новость "Спитцер" следит за продолжающимся распадом кометы Швассмана-Вахмана 3

14.05.2006

Разрушенная комета 73P/Швассмана-Вахмана 3. Фото NASA/JPL-Caltech с сайта Universe Today

Космический телескоп NASA "Спитцер" (Spitzer), работающий в инфракрасном диапазоне, заснял картины продолжающегося развала на мелкие части кометы 73P/Швассмана-Вахмана 3 (73P/Schwassmann-Wachmann 3, открытой 2 мая 1930 года Арнольдом Швассманом и Артуром Вахманом в немецкой Гамбургской обсерватории).

В середине мая фрагменты этой кометы (обращающейся вокруг Солнца за 5,4 года) пролетают мимо нашей планеты на очень близком расстоянии, всего лишь в 30 раз превышающим размеры лунной орбиты - ближе, чем какая-либо иная комета сближалась с нами за последние двадцать лет (в 1983 году еще ближе была комета Ирас-Араки-Олькока). Обломки должны быть различимы в ночных небесах в сельской местности в бинокль с 12 по 28 мая (в созвездиях Лебедя и Пегаса).

По словам доктора Уильяма Рича (William T. Reach) из Научного центра "Спитцера" NASA при Калифорнийском технологическом институте (NASA's Spitzer Science Center at the California Institute of Technology, Пасадена), с помощью "Спитцера" астрономы смогли рассмотреть следы осколков размером с метеор, заполняющих орбиту кометы. "Измеряя яркость и толщину следа от осколков, мы пытаемся узнать, во что превращается большая часть массива кометы - в пар от испаряющегося льда, куски породы размером с дом, видимые на изображениях, полученных от космического телескопа "Хаббл", или осколки размером метеор, замеченные "Спитцером"", - объясняет Рич.

Расколовшаяся комета 73P/Швассмана-Вахмана 3. Снимок Jim V. Scotti (телескоп Spacewatch), 27 декабря 1995 года. С сайта www.cometography.com Эта ледяная комета начала разваливаться в 1995 году. Ученые считают, что ее относительно твердый внешний слой треснул тогда из-за нагрева солнечными лучами, вызвавшими испарение льда. А в последние шесть недель астрономы-любители и профессионалы с интересом следят за продолжающимся развалом небесной странницы. На "Спитцере" наблюдения проводились 4-6 мая, и при этом удалось рассмотреть 45 из 58 известных фрагментов.

Инфракрасная обсерватория впервые позволила разглядеть пылевой след, оставляемый в пространстве распадающейся кометой (под действием солнечного света пыль нагревается и переизлучает в инфракрасном диапазоне). Кометный след состоит как из мелких частиц миллиметрового размера, так и из относительно крупных камней, которые способны вызывать так называемые метеоритные ливни. С 19 мая по 19 июня на Земле, проходящей через окраины кометного следа, ожидается такой слабый "ливень" (с центром в созвездии Геркулеса) с несколькими падающими метеорами за ночь (этот метеоритный поток по обозначению одной из звезд этой области неба называют иногда тау-Геркулидами). Ученые нас успокаивают: никакой угрозы столкновения с крупными обломками кометы в ближайшие годы не существует. Но гораздо более интенсивный метеоритный ливень может случиться 31 мая 2022 году, когда Земля, согласно предсказаниям, пересечет след этой распавшейся кометы.

Spitzer Telescope Sees Trail of Comet Crumbs - Jet Propulsion Laboratory - Press Release