статья Цвет астероидов меняется, когда они стареют

Максим Борисов, 22.05.2004

Группа ученых во главе с Робертом Джедиком (Robert Jedicke) из Института астрономии Гавайского университета (University of Hawaii's Institute for Astronomy) нашла убедительное свидетельство того, что астероиды изменяют свой цвет по мере своего старения. Статья на эту тему издана в журнале Nature.

Дэвид Несворный (David Nesvorny) из Юго-западного научно-исследовательского института (Southwest Research Institute) в Боулдере использовал разнообразные методы для оценки возраста астероидов в диапазоне от 6 миллионов до 3 миллиардов лет. А точные измерения цвета более 100 тысяч астероидов были получены при реализации программы Слоановского цифрового обзора неба (Sloan Digital Sky Survey - SDSS) и каталогизированы членами вышеозначенной группы Зелко Ивежичем (Zeljko Ivezic) из Вашингтонского университета и Марио Джуриком (Mario Juric) из Принстонского университета.

Установленная корреляция между возрастом поверхности астероидов и ее цветом объясняет давнюю загадку - несоответствие между цветом самой многочисленной группы метеоритов, известных как обычные хондриты (ordinary chondrites - OC), и их предполагаемых прародителей-астероидов. Ведь общепризнанно, что метеориты представляют собой обломки астероидов и комет, которые в конечном счете выпадают на земную поверхность, однако хондриты имеют синеватый цвет, а не красноватый, как соответствующие астероиды.

Приблизительно тридцать лет назад подобный "эффект эрозии" уже был предложен в качестве объяснения цветовых вариаций. Миллиарды лет "экспозиции" материала, лежащего на поверхности астероида и подвергнутого воздействию солнечной радиации и космических лучей, разогреваемого при соударениях крошечных астероидов, меняют поверхностный цвет астероидов от голубоватых до красноватых оттенков.

На фотографии:
Это псевдоцветное изображение астероида Ида и его крошечного спутника Дактиль (справа) представляет собой яркий пример новооткрытого эффекта. Области синего цвета на астероиде связаны со свежими молодыми кратерами, где внутренний материал был недавно выброшен на поверхность. Такие же синие пятна можно видеть в районе горных хребтов и крутых холмов, где материал, покрывающий поверхность астероида, "обшелушивается" во время небольших "астероидотрясений", обнажая свежие слои. Области красного цвета соответствуют старым кратерам и равнинам, которые длительное время оставались в покое. Измеряя степень космической эрозии астероидов, Джедик и его сотрудники могут теперь оценивать возраст различных цветовых областей на поверхности астероидов, подобных Иде. Фото NASA/JPL.

University of Hawaii Astronomer and Colleagues Find Evidence That Asteroids Change Color as They Age - Institute for Astronomy Publications