новость Ученые клонировали эмбрионы приматов

15.11.2007
Клонирование. Иллюстрация с сайта http://rcc.ru

Американские генетики впервые смогли клонировать эмбрионы приматов. Примененные при этом модернизированные методы манипуляций с яйцеклеткой еще на один шаг приблизили нас к давно ожидаемому событию: клонированию человека, пишет BBC News.

Как сообщил журнал Nature, группа американских ученых получила от 10-летней макаки-резус десятки клонированных эмбрионов. Новая методика, как они надеются, в конце концов приведет к успешному клонированию человеческого эмбриона для использования в научных исследованиях и медицине. Из некоторых клонированных эмбрионов обезьян уже были извлечены стволовые клетки, из которых потом в лабораторных условиях вырастили клетки сердечной мышцы и нервные клетки. С помощью эмбрионов ученые надеются получить ткани для пересадки больным, например, диабетом или болезнью Паркинсона. Проблемы при клонировании обезьян до сих пор существенно тормозили исследования в области новых методов лечения болезней с помощью эмбриональных стволовых клеток, из которых можно создавать ткани для трансплантации. Эти ткани, благодаря точному генетическому соответствию тканям больного, не будут отторгаться его организмом.

Помимо чисто технических трудностей исследования в области клонирования человека сталкиваются также и с протестами политиков, религиозных деятелей, сопровождаются скандалами внутри научного сообщества и болезненными разоблачениями. Так, в 2004 году южнокорейские исследователи объявили, что создали первый клонированный эмбрион человека. Но впоследствии оказалось, что руководитель проекта Хван Ву Сок подделал результаты своей работы. Затем о клоне эмбриона человека сообщали сотрудники университета Ньюкасла. Однако их клоны жили только несколько дней, и получить из них стволовые клетки не удалось.

При клонировании ДНК взрослой особи животного вводится в неоплодотворенную яйцеклетку, из которой предварительно удаляется ее собственный генетический материал. Затем из этой яйцеклетки получают эмбрион, из которого и извлекают стволовые клетки. Эти клетки и выращенные из них ткани являются точной генетической копией источника ДНК: в данном случае - взрослой макаки. При клонировании эмбрионов макаки использовался метод переноса ядра соматической клетки (SCNT). Этот же метод применяли при создании овечки Долли и других клонированных млекопитающих.

Один из руководителей нынешнего проекта Шухрат Миталипов (кстати говоря, наш бывший соотечественник) из Орегонского регионального центра приматологических исследований разработал альтернативный метод визуализации ДНК, что очень важно для ее удаления из донорской яйцеклетки. Обычно при удалении из яйцеклетки ее генетического материала ученые используют красители Хёхста и ультрафиолетовое освещение для стимуляции флуоресценции. Миталипов и его коллеги, однако, сочли, что все это может повредить яйцеклетку примата, поэтому они для удаления ядра клетки вместо краски и ультрафиолета использовали просвечивание в поляризованном свете.

Сообщается, что генетики пытались имплантировать около ста клонированных эмбрионов в матку примерно 50 суррогатных матерей-макак. Но пока потомство получить не удалось. Однако один из участников проекта указывает, что еще рано опускать руки. Он напоминает, что овечка Долли родилась после 277 неудачных попыток.

Макаки поддались клонированию