статья Какой клон хуже - правый или левый?

Владимир Абаринов, 08.08.2001

Противники клонирования в нижней палате американского Конгресса одержали легкую и убедительную победу. Законопроект, запрещающий клонирование человека, принят 1 августа большинством в 265 голосов против 162. Поправка, допускающая клонирование эмбрионов для медицинских исследований, отклонена 249 голосами.

Председатель юридического комитета Палаты представителей Джеймс Сенсенбреннер с удовлетворением отметил, что тем самым США подтверждают свою миссию мирового морального лидера. Тщетно взывали к здравому смыслу республиканец Джим Гринвуд и демократ Питер Дойч, заклинавшие коллег разрешить хотя бы клонирование эмбрионов, в тысячный раз повторяя, что пока оплодотворенную клетку можно разделить на несколько жизнеспособных эмбрионов, ее нельзя считать одушевленным существом. Но обскуранты остались при своем неколебимом мнении. "С таким же успехом, - сардонически возразил Гринвуду конгрессмен Джозеф Питтс, - вы можете утверждать, что Долли - не настоящая овца, хотя ей сейчас уже пять лет от роду".

Непреклонным противникам клонирования из нижней палаты, так пекущимся о нравственности народа, хочется ответить цитатой из Розанова: "Я пока еще не такой подлец, чтобы думать о морали". Ведь печальники о невинно убиенных младенцах даже не озаботились вопросом: а что же делать с эмбрионами, клонированными нелегально - поместить в детский приют или выбросить на помойку?

Законопроект, однако, пока не стал законом. Совпадающую резолюцию должен принять теперь Сенат. Лидер демократического большинства в верхней палате Том Дэшл уже заявил, что он выступает против клонирования человека без каких бы то ни было оговорок. Однако на Дэшле свет клином не сошелся. Как уже писали Грани.Ру, даже сенаторы, тесно связанные с христианскими фундаменталистами, не видят ничего безнравственного в использовании стволовых клеток эмбрионов в экспериментах. Они должны проявить последовательность и разрешить клонирование зародышей, пусть и со строгими ограничениями. Если верхняя палата примет такую поправку, закон, как говорится в таких случаях, "умрет в Сенате" и все останется по-прежнему.

Пока в Палате представителей шел глубокомысленный спор, вне стен Конгресса происходили события, убедительно доказавшие многополярность мира. В воскресенье западновирджинская Charlestone Gazette опубликовала интервью местного адвоката Марка Ханта, который заявил, что он и есть тот самый спонсор-инкогнито, который жаждал вернуть к жизни своего безвременно почившего младенца, мальчика по имени Эндрю, и с этой целью финансировал исследования компании Clonaid.

По словам Ханта, он и его жена Трейси решили "впервые с тех пор, как Иисус воскресил Лазаря, преодолеть великую пропасть смерти" и с этой целью сохранили клетки 10-месячного сына. Они понимали, что клон Эндрю будет другим ребенком, но верили, что получат "некоторое утешение". Пара побывала в нескольких штатах, уговаривая ученых решиться на рискованный опыт. Доктор Брижитт Буасселье оказалась единственным специалистом, ответившим согласием. Хант вложил в проект полмиллиона долларов, закупив оборудование и сняв помещение под лабораторию в пригороде Чарльстона под названием Нитро. Однако соблюсти конспирацию не удалось. Две недели назад в Чарльстон приехал репортер лондонской Times и вступил в контакт с родственниками Хантов. Параллельно коварный британец сеял панику, убеждая окрестных жителей, что в загадочной лаборатории "делают бомбу". Хант - а это лицо в Западной Вирджинии известное: бывший законодатель штата и кандидат в сенаторы - понял, что англичанка гадит и пора выходить из подполья. В этот момент в его доме появились инспекторы Администрации по контролю за продуктами питания и лекарствами (FDA), привлеченные мгновенно распространившимися слухами о том, что в Нитро делают не то бомбу, не то гомункула, не то еще какую холеру.

FDA имеет полномочия при отсутствии закона вводить временный запрет на медицинские эксперименты, если она считает их опасными. Именно так она и поступила после того, как раэлианцы объявили о своих планах, а Буасселье весной этого года выступила на слушаниях в Конгрессе. Сотрудники агентства побывали в лаборатории Clonaid в городе Сиракьюс, штат Нью-Йорк, осмотрели оборудование и утвердились в своих опасениях. По их требованию Буасселье подписала обязательство не заниматься опытами по клонированию человека.

В июле Буасселье совершила турне по стране, убеждая журналистов поддержать ее. По словам Буасселье, она регулярно получает угрозы расправы, но запугать ее не удастся. "Я собираюсь делать младенцев, а не бомбы", - говорила она, тем самым невольно подтверждая кошмарные чарльстонские слухи. Выяснив географическое положение второй лаборатории Clonaid, сотрудники FDA быстро добрались и до Ханта и объяснили ему, что как раз сейчас федеральное большое жюри в Сиракьюсе решает вопрос о правомочности временного запрета на клонирование, а пока решение не вынесено, опыты следует прекратить. Законопослушный Хант так и поступил, врезав новые замки в двери лаборатории. Ко всему прочему, Хант был недоволен чересчур бурной кампанией в прессе, которую развернула Буасселье. Вместе с тем адвокат заявляет, что он и его жена не видят никакой этической проблемы в клонировании и продолжат поддержку исследований в этой области.

В свою очередь, живущая в Лас-Вегасе Буасселье сообщила прессе, что она намерена вчинить иск FDA, а кроме того - что Clonaid располагает лабораторией за пределами США. Она отказалась назвать страну. На сайте компании есть, впрочем, информация о том, что два года назад она открыла офис в Южной Корее.

Все эти события имели место еще до того, как Палата представителей развернула свою высокоморальную дискуссию. Но не успели капитолийские схоласты вкусить радость победы, как на город Вашингтон обрушилась новая напасть: растленные франкенштейны и зловещие калигари перешли в наступление и явились в столицу, продолжая упорствовать в ереси. Во вторник, 7 августа, специальная конференция Национальной академии наук заслушала сообщения итальянского эмбриолога Северино Антинори, американца Панайотиса Завоса и Брижитт Буасселье. Американская академия не имеет ничего общего с российской - она учреждена в середине позапрошлого века Конгрессом в качестве экспертого совета по вопросам, интересующим законодательную власть. На конференцию собрались светила эмбриологии, в том числе создатель овцы-клона Долли шотландский ученый Ян Уилмут, Рудольф Джениш из Массачусетского технологического института и профессор Гавайского университета Рюзо Янагимати.

Завос, работающий в сотрудничестве с Антинори, подтвердил, что он и его коллега намерены клонировать человеческое существо в будущем году; в проекте примут добровольное участие 200 супружеских пар из разных стран мира. Проект, по его словам, будет осуществлен в одной из средиземноморских стран. Ученое собрание не апеллировало к богословским аргументам. Дискуссия носила сугубо профессиональный характер. Светила в один голос заявляли, что степень риска слишком велика и что дефекты клонированных эмбрионов невозможно распознать на стадии имплантации, поэтому велика вероятность, что клонированные дети будут страдать аномалиями. Брижитт Буасселье отвечала оппонентам с мягкой улыбкой и поразительным простодушием, стараясь не вступать в детальный спор. "Я полагаю, - объяснила она свою позицию, - каждый из нас волен использовать свои гены по собственному усмотрению. Если вы хотите иметь ребенка, соединяя свои гены с генами того, кого вы выбрали, - это ваше право. Но вы также должны иметь право воспроизводить себя, используя только свои гены". Представители обеих сторон нервничали и перебивали друг друга.

Заключение академии ожидается в конце сентября. Антинори и Завос обещают начать свой эксперимент в ноябре. Остается надеяться, что Его Святейшество Иоанн Павел Второй не призовет Совет НАТО провести в Средиземноморье многонациональную военную операцию Cooperative Crusade 2001.

Владимир Абаринов, 08.08.2001