В Москве прошли акции памяти жертв "Норд-Оста"
Возле Театрального центра на Дубровке в день десятилетия штурма прошли акции в память жертв теракта. Утром в строящемся храме, заложенном на месте трагедии, отслужили литургию по погибшим. В 10:00 с минуты молчания началось траурное мероприятие.
Участники акции запустили в небо 130 воздушных шаров, по числу погибших заложников. Прозвучали их имена. К памятной доске с именами погибших возложены венки. Соболезнования выразили также потерпевшие от других терактов.
Большинство россиян считает, что для спасения заложников власть в октябре 2002 года должна была пойти на уступки террористам. Таковы данные опроса фонда "Общественное мнение", проведенного 20-21 октября в 43 регионах среди 1500 респондентов.
Если через месяц после захвата заложников такого мнения придерживалось лишь 37 процентов, то теперь эта цифра увеличилась в два раза - до 68 процентов. Одновременно снизилось и число людей, считающих, что террористов следовало уничтожить любой ценой, даже с риском для жизни заложников. Тогда так думали 49 процентов, сейчас в этом уверены лишь 14 процентов участников опроса.
Все меньше людей одобрительно оценивают действия властей по спасению заложников. В ноябре 2002 года 59 процентов опрошенных полагали, что в ходе операции было сделано все, чтобы количество жертв было минимальным. Сейчас этого мнения придерживаются только 39 процентов. При этом с 14 до 31 процента увеличилось число не имеющих мнения по этому вопросу.
При этом, по данным опроса "Левада-Центра", 48 процентов респондентов уверены, что в случае нового теракта власти постараются "избежать крови любой ценой". 31 процент считают, что будет принято решение "ликвидировать террористов, даже если это приведет к человеческим жертвам". Такие действия властей поддержали бы 20 процентов, главным считают спасение жизней людей 68 процентов. "По телевидению говорят, что власти любой ценой стараются избежать жертв, люди верят и повторяют эти слова", - объяснил "Коммерсанту" заместитель директора "Левада-центра" Алексей Гражданкин.
В декабре 2011 года Европейский суд по правам человека взыскал с российских властей от 9 тысяч до 66 тысяч евро в пользу 64 потерпевших по делу о захвате заложников на Дубровке. Суд усмотрел в действиях силовиков при штурме театрального центра нарушения и признал Россию нарушившей статью 2 (право на жизнь) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Заявители, в частности, обвиняли российские власти в необоснованном применении силы, неоказании заложникам своевременной медицинской помощи и недостаточно эффективном расследовании теракта.
Осенью 2002 года в результате теракта в московском театральном центре на Дубровке, где шло представление популярного мюзикла "Норд-Ост", погибли 130 заложников, причем лишь пятеро были расстреляны бандитами. Всего в результате теракта пострадали более 700 человек. Около 60 детей потеряли кого-то из родителей, трое остались круглыми сиротами. Следствие до сих пор умалчивает о том, зачем и на каких основаниях при освобождении заложников был применен усыпляющий нервно-паралитический газ.
При штурме были убиты все 50 террористов, освобождены почти 800 заложников. РОО "Норд-Ост", объединившая родственников погибших и пострадавших заложников, добивается справедливого расследования теракта и обстоятельств операции по спасению заложников. По мнению сопредседателя общественной организации Татьяны Карповой, потерявшей тогда сына, надо возбудить новое уголовное дело по двум статьям УК: ч. 2 ст. 237 (сокрытие должностным лицом информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей) и ч. 3 ст. 293 (халатность, приведшая к гибели двух или более человек). "Все, из-за чьей халатности погибли люди, должны быть привлечены к ответственности", — говорит Карпова.
Блоги
Статьи по теме
Десять лет без правды
Десять лет прошло с тех пор, как террористы захватили Театральный центр на Дубровке и были убиты при штурме, а точных сведений о случившемся до сих пор нет. И если спросить президента Путина о том, почему в Москве тогда погибло столько заложников, он опять, наверное, скажет про зарубежные террористические центры и сообщит, что Россия выстояла.
"Норд-Ост" случился вчера
Как и пять лет назад, все ясно с этим государством и его острыми перьями. Как и пять лет назад, в сознании недобитых клеветников-правозащитников и в подсознании остальных граждан оно предстает безжалостным убийцей и людоедом. Как и пять лет назад, нет ответа на самые важные вопросы, связанные с терактом на Дубровке.
Два мира - два сортира
Два отношения к жизни и к смерти, к своим и к врагам. Американцы, ведущие себя по-детски, неожиданно прагматичны: застреленный Осама похоронен по мусульманскому обряду. Взрослые, напротив, мстительны, и сын Масхадова до сих пор безуспешно просит российские власти, чтобы они выдали ему тело отца.
"Двенадцать" Путина
"Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту — в аэропорту... мы и в сортире их замочим". Перечитайте фразу, сказанную почти 12 лет назад. Сегодня этот субъект настоятельно требует дать ему право защищать нас в аэропортах еще 12 долгих лет.
Интерактивный теракт
Реакция большинства россиян поражает почти единодушным вердиктом: да пошли вы со своим терактом! Это не означает, что социум отвергнет путинизм как идеологию и выбросит на свалку истории национального лидера. Это означает, что общество уже не ведется на террор как метод устрашения в диалоге власти с гражданами.
"Норд-Ост" не стихает
26 октября - пятая годовщина катастрофического штурма Театрального центра на Дубровке. Люди, потерявшие близких, юристы, правозащитники не прекращают борьбу за то, чтобы была выяснена вся правда о трагедии, чтобы власть признала свою ответственность за случившееся. Говорят Игорь Трунов, Ирина Хакамада, Людмила Алексеева и Михаил Касьянов.
День победы по-чекистски
Сравните: после "Норд-Оста" похоронили всего 132 заложника, а после Беслана – в семь раз больше. Рост "производственных показателей" налицо. Главное – устранить свидетелей, таких, какими могли бы стать для Беслана Анна Политковская и Андрей Бабицкий, а там уж спокойно совершать злодейства: пускать нервно-паралитический газ, жечь школу из огнеметов и стрелять по ней из танков.
Работа над безошибочностью
К пятой годовщине "Норд-Оста" государство снова выпустило на публику свою "говорящую голову" - Владимира Васильева. Обаятельный генерал и депутат поведал, что штурм театрального зала и применение газа были оправданны, в массовой гибели заложников повинно тогдашнее несовершенное законодательство. Комментарий Владимира Темного.
Три года "Норд-Оста": говорят заложники
В дни трехлетней годовщины трагедии на Дубровке бывшие заложники и родственники погибших рассказали о том, в каком состоянии на данный момент находится расследование теракта и как себя чувствуют пострадавшие.
Татьяна Карпова: Мы не хотим видеть глаза Путина
Накануне третьей годовщины трагедии на Дубровке сопредседатель общественной организации "Норд-Ост" Татьяна Карпова рассказала корреспонденту "Граней" о ходе и результатах расследования и о планах организации.
Война после победы
Два года назад 129 человек пошли в театр и больше домой не вернулись. Их смерть власть представила как необходимую жертву в борьбе с терроризмом. Теперь, объясняли из Кремля россиянам, террористы поймут, что разговаривать с ними Россия не будет. С тех пор террористы перестали разговаривать с Россией. С тех началась война, которой и сегодня нет конца.
Годовщина оптовых смертей
Сотни людей, находившихся в Театральном центре на Дубровке, - зрители мюзикла "Норд-Ост", артисты, сотрудники центра - были захвачены группой чеченских террористов. Для них, для их близких, для всей страны потянулись страшные часы ожидания. Заложники ждали, что власть сделает все для их спасения. Однако в результате спасательной операции погибло более ста мирных граждан. Их убили не террористы. Их убил "безвредный" газ. Ответственность за массовую гибель людей не понес никто. Президент хладнокровно назвал убитых "жертвами обстоятельств".