Татьяна Карпова: Мы не хотим видеть глаза Путина
Накануне третьей годовщины трагедии на Дубровке сопредседатель общественной организации "Норд-Ост" Татьяна Карпова рассказала корреспонденту "Граней" Светлане Казанцевой о ходе и результатах расследования.
С.К.: На каком этапе сейчас находится следствие по трагедии "Норд-Оста"?
Т.К.: Следствие находится на том же уровне, что и год назад. Документы упаковали в папочки и сложили в архив. Новых материалов не поступало. Месяц назад произошел интересный случай. Один из бывших заложников, у которого в "Норд-Осте" погиб сын, пришел в прокуратуру с просьбой показать ему материалы дела. Ему отказали со словами: "Хватит вам показывать, кто успел, тот успел". Потом ему сказали, что газа в "Норд-Осте" не было вообще. Так говорили и другим пострадавшим. Но почему тогда погибли люди? На это следователь Владимир Кольчук ответил вопросом: "А как вы докажете, что газ был?" - и скептически улыбнулся. Он выразил циничное отношение к нам. Факт применения газа при штурме сейчас скрывается. В материалах дела это даже не упоминается. У нас уже не осталось никакой веры в расследование.
Происходят просто маразматические случаи. В августе группа адвокатов во главе с Игорем Труновым направила запрос в Конституционный суд по процессу и в ответ получила бумагу о том, что весь Конституционный суд распущен на летние каникулы. Сейчас мы занимаемся тем, что собираем подобные анекдоты о процессе.
С.К.: В чем убедило вас следствие за эти годы?
Т.К.: За три года следствия мы убедились лишь в том, что российские суды действуют на сто процентов по отмашке Кремля. Думаю, что бесланские матери присоединятся к нашим выводам. Никакой веры в государство у нас уже нет.
С.К.: А что, "Матери Беслана" тоже не удовлетворены ходом следствия по теракту в Беслане?
Т.К.: Путин поручил первому замгенпрокурора Владимиру Колесникову лично контролировать это расследование, но после его недавних заявлений понятно, что следствие практически не ведется. Все идет к тому, что и там "ничего не было". А ведь "Матери Беслана" поверили Путину. В те дни мы были в Беслане и видели их, когда они вернулись от Путина. Они действительно поверили его заверениям насчет того, что расследование ускорится. Мы их спрашивали: "Как вы можете верить Путину?" А они отвечали: "Мы же видели его глаза!"
А мы не хотим видеть его глаза! Мы ни во что уже не верим.
С.К.: Каковы планы вашей организации?
Т.К.: Сейчас в нашу организацию "Норд-Ост" входят родственники погибших при взрывах самолетов "Москва-Волгоград" и "Москва-Сочи", пострадавшие от взрывов домов в Москве, нам сочувствуют "Матери Беслана". Мы все вместе готовы идти на последний шаг. Мы готовим обращение к президенту Путину и в годовщину "Норд-Оста" хотим его огласить. Наше терпение лопнуло. Мы страдаем от лжи, от безразличия к нам. Нам бы было бы достаточно, чтобы чиновники признали свою вину, чтобы они сказали: "Да, мы виноваты". Но они этого не делают.
РОО "Норд-Ост" собирает подписи под обращением к Владимиру Путину
Справка
Акции в память о событиях в Театральном центре на Дубровке
23 октября с 18.00 до 20.00 в Театральном центре на Дубровке (ул. Мельникова, д.7) состоится акция "Свеча памяти", во время которой пройдет демонстрация фильма "Террор в Москве" предоставленный компанией ВВС (продюсер Марк Франкетти).
26 октября с 10.00 до 12.00 там же пройдет памятная траурная церемония. После возложения цветов к мемориальной доске с именами погибших будет объявлена минута молчания, после которой в небо поднимутся 130 белых голубей, по числу погибших в результате теракта. Затем состоится церковная поминальная служба.
Ожидается, что кроме бывших заложников, друзей и родственников погибших приедут представители московской мэрии, Госдумы, префектуры Юго-Восточного округа, а также делегации правительства Северной Осетии и комитета "Матери Беслана". Придут и те, кто пострадал от других терактов.
Справка
Как жить в эпоху терроризма
В третью годовщину захвата заложников в Театральном центре на Дубровке в Интернете открылся сайт "Как жить в эпоху терроризма".
Сайт создан компанией Sergey Kuznetsov Content Group на основании многочисленных интервью, взятых у специалистов - представителей ФСБ, МЧС, МВД, правозащитников и психологов.
Пояснения создателей сайта:
"На сайте есть традиционные для подобных ресурсов разделы о том, как вести себя, если вы оказались в заложниках, что делать при обнаружении подозрительного предмета, как выжить под завалом и так далее. Однако основное внимание уделено ответам на вопросы, связанные с психологическими проблемами: как говорить с детьми о терроризме, что делать, если ваши близкие стали свидетелями теракта, чем помочь людям, охваченным страхами.
Мы, создатели сайта StopPanic.ru, сознательно акцентировали внимание именно на этих вопросах: сайт учит не выживать, а жить. Жить при терроризме – это значит реально оценивать опасность, не впадая в панику и паранойю; это значит не позволить террористам и тем, кто стоит за ними, запугать нас или превратить в людей, подозревающих врага в каждом встречном. Это сайт не для тех, кто хочет, чтобы на двух страницах им объяснили, как выносить людей из горящего здания и обезоруживать преступников. Это сайт не для суперменов, а для обычных людей.
Идея проекта "Как жить в эпоху терроризма" зародилась год назад как отклик на события в Беслане: что можешь сделать лично ты? Создатели сайта – психологи, журналисты, дизайнеры и менеджеры – решили найти ответ на этот вопрос, используя свои профессиональные навыки. Из бесед со знакомыми и опроса на популярном ресурсе LiveJournal они выяснили, что прежде всего волнует людей. Собранные и дополненные вопросы они задали специалистам – психологам, сотрудникам спецподразделений, правозащитникам. Полученные ответы легли в основу проекта.
Это – некоммерческий и неполитический сайт. Он создан не для чиновников, не для политиков, не для того, чтобы освоить бюджет или поднять чей-то рейтинг. Это – форма гражданской активности, сайт, сделанный для нас самих и для таких же людей, как мы".
Дословно
Светлана Губарева
Три года прошло...
Это мало для того, чтобы утихла боль потери. Это много, слишком много дней и ночей, прожитых без вас, самых дорогих, любимых, единственных и неповторимых.
Простите нас за то, что не уберегли вас тогда, три года назад. У нас нет возможности исправить прошлое.
Простите нас за то, что по-прежнему не найдены и не наказаны виновные сегодня, три года спустя. Правосудие все еще отмалчивается, но рано или поздно каждому приходится отвечать за все, что сделал в этой жизни, перед высшим судом (его еще называют божьим) - судом, для которого нет иммунитетов, судом беспристрастным, неподкупным, неотвратимым. Однажды им придется ответить за вашу гибель, за "Норд-Ост".
Говорят, что душа человека возвращается иногда туда, где она работала, жила, бывала. Может быть, души погибших сейчас здесь, рядом с нами, слышат нас. В это можно верить или не верить, но память о трагически погибших нужна прежде всего нам - живым. Давайте зажжем свечи в память о них. Пусть будет светло в этот траурный день. Наша память будет светлой и горячей, как наши поминальные свечи.
Светлана Губарева: выступление на пресс-конференции к третьей годовщине "Норд-Оста"
РОО "Норд-Ост", 21.10.2005
Алена Михайлова
Прошло три года. Я все время думаю о том, что самое ужасное не то, что погибли наши близкие, а то, что после нашей беды были еще и самолеты, и метро, и самый страшный - Беслан. Я тоже хочу знать ВСЮ правду, ЛЮБУЮ - не причесанную! Хочу, чтобы государство (и люди, его представляющие) извинилось, признало свой непрофессионализм, ошибки и хамство по отношению к тем, кто выжил, и близким погибших. Чтобы на законодательном уровне были зафиксированы компенсации, пенсии, льготы. Чтобы не надо было отстаивать их 3 года в судах. Чтобы любой человек знал, что если завтра терроризм придет в его дом, он не останется один со своей бедой и проблемами. Чтобы следующим было легче и в судах, и в ЖЭКах, и в больницах, и в школах... И самое главное, чтобы обыватели поняли, что это не мы крохоборы, а просто такими нас выгоднее показывать. Любой, кто сегодня нас порицает за "оттягивание внимания и денег от вселенских проблем", завтра может оказаться на нашем месте и пойти по тому же кругу проблем. Но ему уже будет легче... Чуть- чуть...
Виктория Заславская
26 октября - три года с тех пор, как из театрального центра на Дубровке, с мюзикла "Норд-Ост" не вернулись домой 130 человек. Три дня, с 23-го по 26-е, почти в центре Москвы родные, близкие и те, кому была небезразлична судьба около тысячи людей, находившихся в заложниках, были рядом с ними, были готовы на все ради спасения любимых, дорогих, единственных: стариков, женщин, мужчин, детей.
От нас, как оказалось, ничего не зависит.
Да и не могло, наверное, быть иначе. Ведь там нас было слишком мало, мало в масштабе нашего огромного города, нашей огромной страны. Буквально в ста метрах от "зоны" трагедии кипела рядовая жизнь, не обремененная этим кошмаром; там, за чертой этого оцепленного квартала страха и растерянности, было до тошноты спокойно и равнодушно. Вот это-то равнодушие, позиция "моя хата с краю", крепко поселившаяся в наших душах, играет ключевую роль во всей нашей с вами жизни, именно такая позиция приводит к трагедии.
Сопричастности происходящему у себя дома - вот чего нам так не хватает. Нам не хватает элементарной любви, которую не заменить никакими другими нравственными категориями: чувством долга, ответственности и т. д. И если в нас еще осталась капля сострадания, если мы еще не окончательно потеряли способность чувствовать, сопереживать, давайте же хоть теперь, по прошествии трех лет с того трагического дня, соберемся вместе. Нам, потерявшим своих родных, нужна ваша поддержка, ваши глаза, ваши сердца.
Склоним головы и 23 октября в 18 часов на площади перед "Норд-Остом" постоим молча с зажженными свечами в память обо всех погибших. Вспомним всех поименно 26 октября в 10 часов там же, на площади, и помолимся за невинно убиенных.
Олег Жиров
За эти три года пытался узнать правду, добиться справедливости. Сегодня я хочу попросить прощения у погибших за то, что:
- три года спустя по-прежнему не найдены и не наказаны виновные;
- близкие погибших по-прежнему подвержены унижениям;
- жертвы терактов лишены полноценной медицинской и материальной поддержки;
- по-прежнему возможны теракты и по-прежнему гибнут сотни невинных людей.
Любовь Бурбан
Следствие не нашло тех, кто виноват в преступлении, но определило значение "успешной" операции как "сохранение авторитета России на международной арене". Можно ли не ужаснуться такому изысканному кощунству - имидж страны поддерживается горой трупов мирных граждан?!
Преступление без наказания - заманчиво для повторения. События на Дубровке оказались бомбой, критическая масса которой, достигнув своего предела, взорвалась, инициировав цепную реакцию терактов. Их апогеем стал Беслан.
"Политическая целесообразность" для власти в который раз оказалась весомее жизни тысячи граждан. "Теракт в Беслане – нападение на страну", - сказал президент Путин. Так дети, современные матросовы, оказались на передовой, защищая "целостность" государства, безжалостно предавшего маленьких героев.
Ложь, упакованная в государственную тайну, приватизированную Кремлем, - результат трехлетного расследования "Норд-Оста". Не сумев доказать абсолютную необходимость штурма, бассманное правосудие обнажило бессмысленность "успешной операциии" и чудовищность государственного преступления.
Цинизм расследования в Беслане и судебное шоу, где главные действующие лица остаются за сценой, пытаясь остаться неназванными, паутина грязного вранья, в котором увязла власть вместе с "неинформированным" президентом, заставили тех, кто потерял самое дорогое, обратиться к мировому сообществу и просить политическое убежище. Таков авторитет России, господин президент!
Статьи по теме
Глухие судьи "Норд-Оста"
В последние дни столичные суды приняли решения по жалобам родственников жертв трагедии "Норд-Оста". Татьяна Лукашева, мать погибшей Марины Пановой, и Павел Финогенов, брат погибшего Игоря Финогенова, пытались опротестовать действия прокуратуры, отказавшей г-же Лукашевой в проведении комиссионной экспертизы тела похороненной ею женщины, а г-ну Финогенову - в возбуждении уголовного дела по фактам неправомерных действий в ходе спецоперации. Как и следовало ожидать, жалобы были отклонены. О причинах глухоты судей к человеческим страданиям читайте в статье обозревателя Граней.Ру.
Конец дела "Норд-Оста": записки из-под двери
Представители РОО "Норд-Ост" встретились со следователем Владимиром Кальчуком, ведущим дело по факту захвата заложников на Дубровке. Поводом для беседы послужила полученная пострадавшими от теракта на Дубровке информация о том, что 23 февраля уголовное дело в отношении террористов, захвативших здание Театрального центра, будет закрыто. Корреспондент Граней.Ру отправился в прокуратуру вместе с пострадавшими и их адвокатом. Их разговор с г-ном Кальчуком пришлось подслушивать под дверью - зато следователь временами бывал откровенен.